Масло

 
100 лет одиночества Сапарнияза Султанмуратова Январь 2018
 
Сапарнияз Султанмуратов
Художник
 
Марина Сафонова
Искусствовед
«Одиночество», посвящение Варламу Шаламову, 2007 г.

Художник Сапарнияз Султанмуратов представляется мне довольно закрытым и исключительно сдержанным. Почвой для прорастания такого независимого характера явились его яркая индивидуальность и судьба. Видимо, переезд уже состоявшегося и известного мастера из Ташкента в Тверь определил в дальнейшем его статус и положение. В новой художественной среде Сапарнияз чувствовал себя немного чужим и сам надолго от нее дистанцировался. Сегодня очевидна его некая отдельность и отдаленность от художественной и профессиональной жизни Твери, хотя он заслуженно известен, успешен и востребован. Сапарниязу повезло с близкими. Ему хватает общения внутри семьи. Конечно, любому мастеру необходимы тишина и одиночество, помогающие думать, искать и находить свое и только свое «слово». Самое лучшее место на земле – мастерская, где, укрывшись от внешних воздействий, художник и создает новые миры. Да и нынешняя ситуация в искусстве не способствует созданию братств и творческих объединений. Художник одинок по определению, и самыми близкими друзьями для него становятся его работы.

Сапарнияз так же сложен и многомерен, как и его произведения. И, пожалуй, нет ничего труднее, чем в нескольких словах раскрыть тайну и смысл его творчества, которое находится в точке пересечения Востока и Запада. Художник обладает удивительной способностью существовать в разных реальностях. Мастер блестяще соединяет язык народного искусства с модернистской и классической традицией, ориентируется на древние образы – архетипы. Сапарнияз чуток к переменам в пластическом и образном языке керамики, которые бесконечно отражаются в формальных экспериментах. Отталкиваясь от природных форм и натурных наблюдений, он часто переводит реальный образ в метафору или знак. Художник умело преодолевает инерцию глиняной массы, подчиняя ее своей воле, строит из нее геометрические или округлые формы, заставляя материал работать на пределе возможностей. Образы Сапарнияза разные – радостные и трагичные, реалистичные и фантазийные, но всегда добрые и гуманистические. Художника интересует сложная личность современного человека, и он обращается к нему со своим индивидуальным посланием о любви и одиночестве, счастье и отчужденности, боли и радости.

Марина Сафонова
Искусствовед

«На берегу Тверцы», 2005 г.

«Посвящение Анне Ахматовой», 2017 г.

«Ветер надежды», 1991 г.

«Эхо», 2017 г.

 

«На волне», 1991 г.

«Свидание», 2009 г.

«Пеликан», 1991 г.

«Ева», 1996 г.

«Ваза», 2007 г.

«Мне снятся горы», 2000 г.


Поделиться:
228
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять свои комментарии и отвечать на чужие.

Дорогие читатели!

Поддержать журнал о культуре, издающийся в русской провинции в антикультурное время, – достойный поступок.

Ваша щедрость не сделает нас богатыми, но позволит представить Вам творчество талантливых людей, продолжающих чернилами на бумаге или маслом на холсте пытаться изменить этот мир к лучшему.

Константин Саломатин
Главный редактор журнала «ЭКЗЕМПЛЯР»