Масло

 
Архаист и новатор Константин Фёдоров Март 2018
 
Константин Федоров
Художник
 
Марина Сафонова
Искусствовед
"Пушкин", 1998, холст, акрил, 100 х 80

Константин Фёдоров – представитель и наследник крепкой художественной династии, так что вопрос о выборе пути пред ним никогда не стоял. В среде коллег и поклонников его резонно причисляют к цеху, где сегодня делается самое современное искусство. В свое время его работы покорили известного в России галериста Марата Гельмана. Но для автора актуальная стилистика – лишь хитрая игра. Он никогда не уходит от фигуративности и проверенных временем законов живописи и рисунка, что, конечно, непозволительно для «современного» художника. И никакого противоречия в этом нет, просто очень широк диапазон его дарования, неутолима жажда деятельности и поиска, умение постоянно учиться чему-то новому. К тому, что делает Константин Фёдоров, можно относиться по-разному. Не все, знающие его творчество, благожелательны, но это не важно. Он не ищет похвалы и известности.

При всей неоднозначности и противоречивости оценок, всё же нельзя не почувствовать того, что работы художника обладают невероятной притягательностью. Пульсирующие арабески рисунка, стихия красок излучают энергию, притягивающую взгляд к плоскости холста. В его живописи и графике всегда сохраняется движение руки, создающей текучую, живую линию, противящуюся завершению. Она, то безжалостно аскетичная и рваная, то изящная и спокойно переливающаяся, полностью подчинена воле художника. И трудно бывает понять, как же удается эту «брутальность» угомонить и привести к полной гармонии. В его часто «запутанных», сложных живописных или графических орнаментах нет ни одного случайного штриха или мазка кисти. Художнический темперамент мастера выплескивается на холст или бумагу с редкой силой и этим завораживает зрителя. Константин Фёдоров обладает редким качеством – умением остановиться, оставить в работах ощущение совершающегося, но не завершенного.

Его стиль можно определить как «экспрессионистический», если иметь в виду напряженность линии и черты гротеска в трактовке персонажей. Можно говорить о неопримитивистских работах и, наконец, о потрясающей культуре его отношений с классическим искусством. Но все подобные определения условны. Дело не в приеме. И если смотреть не на то, что он делает, а как делает, то возникает ощущение, что главное в его творчестве – невероятный артистизм, свобода и легкость подачи материала, эстетизм, окрашенный почти антикизированной чувственностью, а этическая позиция безупречна. Он может быть по-детски наивен и по-взрослому серьезен, но всегда сосредоточен на самом процессе рождения нового, и в этом весь смысл. Творчество для Константина Фёдорова – синоним созидания, а цель – утверждение жизни. Отсюда огромное разнообразие тем и сюжетов, видов и жанров, к которым он обращается.

Его творческая эволюция внутренняя, а не поступательная. Как художник он состоялся сразу. И сегодня сфера его интересов только расширяется. Стремление – к пусть ироническому, но диалогу с классикой, к большой форме, освоению законов монументального искусства – проявилось в создании фресок и мозаики. Но эта сложная и серьезная работа не изменила его человеческой сути. Он по-прежнему остается Костей Фёдоровым, который считает, что искусство не должно быть серьезным, и в станковых работах продолжает насмешничать и водить зрителя за нос. Иногда мне кажется, что его картина «Пушкин», в которой блестяще подчеркнута легкость, ироничность и жизнелюбие поэта, – это автопортрет художника.

Марина Сафонова, искусствовед, член СХР

"Мама папа, жаба цап!", 2005, холст, акрил, 50 х 40

"Утро", 2005, деревянная панель, акрил, 100 х 180

"Люблю маленькую №2", 2005, деревянная панель, акрил, 100 х 180

 

"Роман", 2012, бумага, карандаш, пигменты, 75 х 65

"Цветы", 2017, холст, масло, 110 х 90

"Гелиос", 2009, картон, маркер, эмаль, 110 х 92

"Красная собака", 2012, картон, масло, 70 х 100

"Македонский", 2005, картон, акрил, аппликация, 95 х 300

"Солдат Олег Федоров", 2005, картон, акрил, 110 х 80

"Кариатиды", 2012, бумага, тушь, акрил, 75 х 65

Поделиться:
367
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять свои комментарии и отвечать на чужие.

Дорогие читатели!

Поддержать журнал о культуре, издающийся в русской провинции в антикультурное время, – достойный поступок.

Ваша щедрость не сделает нас богатыми, но позволит представить Вам творчество талантливых людей, продолжающих чернилами на бумаге или маслом на холсте пытаться изменить этот мир к лучшему.

Константин Саломатин
Главный редактор журнала «ЭКЗЕМПЛЯР»