Дрова

 
Сады Италии Май 2018
 
Юрий Наумцев
Директор научно-образовательного центра «Ботанический сад ТвГУ»
Фонтан на острове, сады Боболи, Флоренция

Возделывание сада дает нам живую причастность
 к самым великим тайнам мироздания.
Томас Берри

Конечно, Италия – это не только сады, Италия – это особый стиль жизни, той самой жизни, которая похожа на прекрасный Сад. Но быть в Италии и сосредоточиться только на садах невозможно. Яркая, стильная, вкусная, причем не от понятия «вкусно» в смысле гастрономии, хотя этого никак в Италии отрицать нельзя. Но скорее от понятия «вкус» как понимание хорошего и красивого, такова на сторонний взгляд жизнь в Италии. Причем, подозреваю, сами итальянцы тоже так считают.

Но совершенно однозначно, что особая роскошь и прелесть итальянского образа жизни – в близости к цветам, растениям и садам. Тема итальянских садов многогранна и бесконечна, но я хочу сосредоточиться только на одном ее аспекте – садах исторических. Тех великолепных, прекрасных, удивительных, стильных, уютных садах, которые уже несколько веков делают Италию поистине сказочно прекрасной. Италия наполнена предметами культуры и искусства, как ларец в сокровищнице богатейшего в этом мире монарха. Но кто знает, имела бы Италия свою необыкновенную притягательность для гостей со всего света, если бы все эти шедевры архитектуры, живописи, скульптуры не оттенялись оливковыми рощами, цветущими розами и строгими кипарисами итальянских садов.

Кто знает, так ли божественно звучала бы итальянская музыка и поэзия, если бы музыканты и поэты не вдохновлялись прекрасной природой Италии и ее садами.

Сады Италии – удивительное явление в человеческой культуре. Стоит немного вспомнить о настоящей революции в устройстве садов, именно частных садов, которая произошла на земле Италии еще в эпоху блестящей античности. Того самого «золотого» века Европы, о котором много вспоминают и одинаково произносят его название почти на всех языках мира. Много гениального рождалось в те далекие годы, рождалась необыкновенная красота прочтения пространства, красота прочтения мира во всём его многообразии. Не вдаваясь в подробности устройства садов римской античности, упомяну лишь об одном типе римских античных садов – том, который на тысячелетия стал эталоном, мечтой, желанием для всех, кто мечтает о воплощении в своей жизни образа рая – садах при древнеримских виллах.

Уже само понятие виллы нарицательно как особый образ жизни, который не был бы так притягателен, если бы вокруг вилл не было тех самых садов. Говоря о древнеримских виллах, обязательно стоит отметить, что в истории европейских цивилизаций это был поистине грандиозный шаг. Великая Римская империя в эпоху своего могущества подарила аристократии Рима не только богатство, но и чувство безопасности. Ведь тысячелетиями аристократы жили за защитой городских крепостных стен, уход за которые был чреват грабежами и насилием. Могущественный Древний Рим так далеко отодвинул границы огромного государства от метрополии, от Вечного города, что роскошная жизнь за пределами городских стен, в пригородах и даже в провинции стала возможной.

И римляне рождают новый стиль жизни – стиль загородных вилл, тот самый усадебный стиль жизни на пленэре, который близок не только итальянцам, но и нам – наследникам величайшей русской усадебной культуры.

Древнеримский городской дом без перистильного сада был невообразим, культура рационального украшательства своего жизненного пространства растениями делала жизнь граждан Древнего Рима особенной. И вот люди и сады вырвались за городские стены. Виллы римских патрициев утопали в зелени. В садах при виллах родился особый стиль жизни за городом, жизни в усадьбе, жизни с видом на природу и в непосредственной близости от нее.

В древнеримских садах совершенствовались садовые приемы предшествующих великих цивилизаций и создавались новые. Садовые фонтаны и тенистые перголы, садовая скульптура – столько прекрасных открытий сделали древнеримские садовники-топиарии, и, конечно, садовая стрижка – тоже древнеримское изобретение.

Время неумолимо. Ни одной настоящей виллы Древнего Рима не дошло до наших дней, архитектурные фрагменты великой цивилизации сохранились во множестве, а сады погибли все до единого. В отличие от мертвого камня живые растения нуждаются в постоянном уходе. В веках войн ушли в небытие великолепные сады древнеримских вилл, но осталась легенда об особой красоте, об особом вкусе жизни, украшенной растениями, рядом с растениями, жизни в райском саду. Тысячелетие европейского средневековья не минуло и Италию, но именно в Италии на исходе XIV столетия уже нашей эры словно сдернули рычаг выключателя от тайного светильника, который озарил Италию, а потом и всю Европу светом Ренессанса.

С Ренессансом вернулось не только высокое искусство живописи, музыки, скульптуры, поэзии, в жизнь людей вернулись сады, причем вернулись именно сады при виллах – усадебные сады загородного рая.

Сады, заключенные в стены монастырей и замков, тихо таились и в средневековье, но итальянский Ренессанс вновь выпустил сады за пределы городских стен и вновь сделал культовым стиль усадебной жизни. Дом в саду – так, и только так. Вновь взметнулись струи фонтанов, заблагоухали розы и мирты, вновь зеленые стены и кабинеты из лавра и самшита стали садовыми продолжениями покоев дворцов и павильонов. Гении Ренессанса не чурались планировать сады, считая это радостью для себя.

Европейские державы жадно смотрели на Италию, впитывая каждую черту возродившейся к жизни необычайной красоты бытия, той красоты, которую дарили вновь возродившиеся сады при виллах. Великое счастье, что неумолимое время пощадило виллы Ренессанса, и в сады при этих виллах спустя века оказалось возможным вдохнуть новую жизнь. Поезжайте в Тиволи на виллу Эсте, вдохновившую Петра Великого на фонтаны Петергофа, поезжайте в Банью на виллу Ланте, павильоны которой смотрят на самый гармоничный садовый партер, когда-либо созданный руками человека. Поезжайте – и сказка Ренессанса зазвучит для вас и нежным шепотом, и громким бельканто.

Меньше двух веков, наполненных бессмертными шедеврами Ренессанса; а потом пришло время барокко, и сады Италии продолжали свое триумфальное шествие. Стремясь превзойти блеск Ренессанса, в еще более пышную эпоху барокко рождались висячие сады Изола-Белла, плывущие по водам озера Гарда. Предместья итальянских городов вновь стали центрами особого стиля усадебной жизни на пленэре.

Фраскати и Тиволи подле Великого Рима, Сеттиньяно подле блестящей Флоренции. Вилла Альдобрандини во Фраскати словно прекрасный мираж минувшего царит на городом и долинами, в ее садах время застыло, словно залитое вязким ароматным медом столетий. Сады виллы Гамберайа в предместье Флоренции Сеттиньяно – одни из самых сказочных садов мира. Сад виллы Гамберайа представляет собой архитектурный шедевр и содержит все лучшие особенности классического старого итальянского сада: регулярный водный партер, фонтаны, секретный и цитрусовый сады, рощу и нимфеум.

Вилла Гамберайа расположена на склоне Сеттиньяно с изумительной красоты видом на Флоренцию и окружающую долину реки Арно. Среди выдающихся садов Тосканы лишь немногие так сохранили в течение четырех веков большую часть оригинального дизайна и самобытности, как Вилла Гамберайя.

Атмосфера жизни в усадебных садах настолько захватила итальянцев, что даже в таких крупных городах, как Рим сады стали обязательной принадлежностью дворцов и городских вилл, а парки – неотъемлемой частью городской жизни. Вечный город так же не был бы тем самым Римом, о котором грезят сотни тысяч путешественников, не только без Колизея и Форума, но и без садов вилл Боргезе, Дориа-Памфили, Медичи, палаццо Барберини и садов Ватикана, которые не менее притягательны, чем собор Святого Петра. А Флоренция, та самая колыбель Ренессанса? Откуда открывается самый прекрасный, самый «звенящий», словно мелодия симфонии, вид на Флоренцию – из садов Боболи и с террас садов Бернини. Вот оно, то самое чувство, когда все тайны мироздания открываются вам именно в садах.

Трепетно, год за годом, а точнее – уже век за веком, итальянцы возрождают, восстанавливают из небытия блестящие садовые шедевры. Сколько финансовых средств, сколько сил души, сколько тяжелой работы – ради приобщения, погружения, растворения в пространстве усадебных садов. И мир замирает. Каждый, кто приезжает в Италию, задерживает дыхание, стремясь запомнить, сохранить в себе то самое чувство восторга, которое испытываешь в итальянских садах. То чувство принадлежности к миру познавших суть мироздания, к миру избранных счастливцев, достигших душевного покоя и недостижимого счастья.

Сады Италии отразили в себе всю историю этой удивительной благословенной земли, которая формировала многие культурные традиции для всей Европы. В садах Италии спрессованы тысячелетия попыток людей достичь воплощения земного рая. Горячее сердце Италии бьется в ритме шороха листьев в итальянских садах, яркая душа Италии расцветает в ярких цветах итальянских садов. В аромате жасмина и лаванды, роз и лимонов, в улыбках и смехе самих итальянцев, в пении птиц и гудении пчел сады Италии наполняются жизнью, сады и есть жизнь – самая прекрасная жизнь на свете! Сады Италии – вдохновение человечества.

Городской сад палаццо Барберини, Рим

Вилла Боргезе, Рим

Садовый театр, вилла Альдобрандини, Фраскати

Вилла Гамберайя, Сеттиньяно

Поделиться:
115
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять свои комментарии и отвечать на чужие.

Дорогие читатели!

Поддержать журнал о культуре, издающийся в русской провинции в антикультурное время, – достойный поступок.

Ваша щедрость не сделает нас богатыми, но позволит представить Вам творчество талантливых людей, продолжающих чернилами на бумаге или маслом на холсте пытаться изменить этот мир к лучшему.

Константин Саломатин
Главный редактор журнала «ЭКЗЕМПЛЯР»