Масло

 
Венеры и пионеры Ирины Маховой Март 2019
 
Ирина Махова
Художник
 
Марина Сафонова
Искусствовед
«Марионетка» из серии «Кукольный театр», 2010г., офорт, 55х50

Ирина Махова – удивительный, по-своему уникальный художник, и ее довольно яркое дарование сегодня особенно заметно в художественной среде, где тяга к новому и неосвоенному часто воспринимается как некий вызов устоям и традициям. Ирина – представитель замечательной, хорошо известной художественной династии, которую возглавляет талантливый, неординарный мастер – Виктория Иосифовна Воеводина. Сестра Ирины Юлия Ананьева – признанный и не раз удостоенный различных наград график. Это «трио», несомненно, является украшением культурного сообщества, чему способствует не только наличие талантов, но и врожденное женское обаяние, не оставляющее никого равнодушным. Представительницы этой яркой династии работают по-разному, у каждой художницы свои темы, пристрастия, манеры и почерки, но объединяет их одно родовое качество, невероятно важное и необходимое современному художнику, – независимость.

Ирина всегда делает то, что хочет, не оглядываясь на предшественников, отстраняясь от «строгих» взглядов старших коллег и специалистов. Она явно демонстрирует, что очертания ее художественного мира зависят только от личности творца, который всегда свободен в выборе темы и средств ее выражения.

Невероятно привлекают оптимизм и легкость, с которыми Ирина «летит» по жизни, не раскрывая зрителю всей серьезности своего творческого существования, в котором стремится не к объективизации видимого мира, а к его артистическому переосмыслению.

Ее основные темы – воспоминания о детстве, кукольный театр, отношения мужчины и женщины. Это простые житейские истории, всегда окрашенные лиризмом и мягкой иронией жанровые сцены, где люди разговаривают, размышляют, работают, играют и отдыхают. Муза Ирины Маховой – наивная и простодушная девушка или «тётенька», иногда веселая, иногда грустная, романтически и чувственно воспринимающая жизнь.

Обнаженная натура – особое пристрастие автора. Ее ню и изящны, и грубоваты, и чувственны, и невероятно трогательны в своей незащищенной, далекой от классической красоте. Часто, еще не совсем осознавая образно-эмоциональной мощи, напряженной силы и глубины содержания этих «простых» картинок, испытываешь смутное чувство тревоги и душевного смятения. Даже от самых, казалось бы, веселых. Как непрост в них рисунок, а содержание проникновенно и пронзительно. За внешней обыденностью вдруг словно открывается бездна – чувство одиночества, потерянности, отчужденности людей друг от друга.

Часто поэтика произведений Ирины строится на сочетании тонкого юмора, открытой чувственности и эстетики эротизма. В серии «Подружки» продолжают свою жизнь современные «Венеры», которые заняты своими нехитрыми делами: ходят на дискотеку, считают яблоки, вторят барабанщику, засыпают, считая, что утро вечера мудренее. Веселые пионеры стройными рядами маршируют на линейку. Метод Ирины отсылает зрителя к логике и эстетике неопримитивизма. Она умело использует его законы, не стремясь наделить своих персонажей конкретными характеристиками. Фигуры их не прорабатываются детально, а лишь намечаются.

Все работы Ирины прекрасно наивны и добры. Ее природного юмора хватает на то, чтобы смешно рассказать о грустном, серьезном и вечном, а духовной глубины – на то, чтобы в смешном и веселом услышать пронзительную, щемящую ноту. В каждом произведении просматривается душа автора, ее мятущееся женское начало. Художница искренна и открыта. Она сама влюбляется и влюбляет зрителя в свои персонажи. Внутренние переживания художника переданы внешне очень лаконично, но за аскетичностью рисунка и бытовыми, очень личными темами читается глубина восприятия внутреннего мира человека, поддержанная нежными или тревожными сочетаниями цвета.

В последнее время диапазон творческих устремлений Ирины сильно расширился. В ее арсенале появились мозаика, эмали, роспись по штукатурке и тяга к монументальности. Творчество Ирины Маховой очень индивидуально и обращено к понимающему зрителю. Она стремится настроить его на эмоциональное сопереживание. По ее собственным словам, ей хочется изображать не реальность, а впечатления и ощущения, которые вызвали бы отклик зрителя.

Марина Сафонова
Искусствовед

«Блокнот. Вокруг лимона», 2018г., бумага, карандаш, 40х55

«Дерево, корова, самолет», 2015г., МДФ, эмаль, 92х122

«Любовное путешествие», 2012г., МДФ, эмаль, 92х120

«Две вилки», 2015г., фанера, цветная штукатурка, 76х46

«Открытие охоты» из серии «Деревенские истории», 2003г., бумага, карандаш., 60х80

«Ловля раков» из серии «Деревенские истории», 2006г., бумага, карандаш, 60х80

«Собачка», 2012г., МДФ, эмаль, 92х200

«Чеснок. Один», 2015г., мозаика, 31х24

«В воду!», 2017г., сухая игла, 17х25

 

Спонсоры рубрики: Дмитрий Окороков,
Константин Забродин


Поделиться:
146
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять свои комментарии и отвечать на чужие.

Дорогие читатели!

Поддержать журнал о культуре, издающийся в русской провинции в антикультурное время, – достойный поступок.

Ваша щедрость не сделает нас богатыми, но позволит представить Вам творчество талантливых людей, продолжающих чернилами на бумаге или маслом на холсте пытаться изменить этот мир к лучшему.

Константин Саломатин
Главный редактор журнала «ЭКЗЕМПЛЯР»