Нетленка

 
«Изобилие» Сентябрь 2019
 
Ольга Андреева
Заведующая информационно-издательским отделом Тверской областной картинной галереи

При входе в зал советского искусства Тверской областной картинной галереи невозможно не обратить внимания на красочное живописное полотно, названное автором «Изобилие» и вобравшее в себя самые яркие цвета художественной палитры. Картина принадлежит кисти Мариам Аршаковны Асламазян (1907 – 2006) – советской художницы, родившейся в Армении и большую часть своей творческой жизни посвятившей воспеванию ее красоты: «Всего лучше я пишу Армению... Люблю наши горы, стройные тополя, журчащие реки и красивых людей. Эти темы диктуют мне колорит моих картин. Поэтому я пишу красочно и ярко».

Будущий Народный художник Армении и СССР была третьим из восьми детей в обеспеченной семье инженера, строившего водяные мельницы по всему Закавказью и увлекавшегося искусством, что не могло не сказаться на проявлении художественных способностей Мариам и ее младшей сестры Ернауи, чья жизнь также была связана с изобразительным искусством. Сестры Асламазян, закончив в Ленинакане (сегодня город Гюмри) художественную школу, а Мариам успев еще и четвертый курс художественно-промышленного техникума в Ереване, приехали в Россию и получили здесь высшее художественное образование. Мариам сначала обучалась в московском ВХУТЕИНе у таких известных художников, как В. Фаворский, С. Герасимов, М. Родионов и К. Истомин, позже перевелась в Ленинградский институт пролетарского изобразительного искусства, где ей преподавали К. Петров-Водкин и А. Савинов.

Главным же своим учителем Мариам Асламазян считала (хотя непосредственно его ученицей она не была) Мартироса Сарьяна – армянского и советского художника-пейзажиста, чье творчество было для художницы благодатной почвой, на которой взрастал ее собственный живописный стиль, и источником нескончаемого вдохновения, а ее творческий метод, основанный на эмоциональности и динамической манере письма, созвучен сарьяновской школе: «Я объездила всю Армению и увидела, что Сарьян очень правдив, что изображает нашу страну такой яркой, такой красочной. Я вижу ее такой же. Этому я научилась у Сарьяна».

В своих работах Мариам Асламазян максимально использовала цвет, и к этому она пришла, изучая не только художественное наследие армянских мастеров и национальное средневековое искусство, но и исследуя творчество постимпрессионистов (в частности Ван Гога, Гогена, Сезанна), влияние которых на индивидуальный стиль художницы весьма ощутимо. Цвет для нее являлся тем фундаментом выразительности красоты окружающего мира, на котором строится все произведение, цветовое пятно лежит в основе ее живописного языка. Не менее важной была в работах мастера и декоративность, монументальная и глубоко содержательная, также являющаяся одним из основных художественных приемов в ее живописи.

Живопись Мариам Асламазян разнообразна, она работала в нескольких жанрах, писала и сюжетные картины, и интерьеры, и портреты, большинство из которых изображают женщин: «Я много пишу женщин. Я думаю, что всё, к чему прикасается женщина, делается возвышенным и привлекательным». Но самым излюбленным для нее был натюрморт, в многоликости которого художница воплощала радость бытия, свое видение окружающего мира и полноту счастливого обладания его дарами.

 Полотно «Изобилие» являет собой сочетание нескольких жанров: это и бытовая сцена, изображающая демонстрацию собранного урожая, и череда портретов юных дев Востока, держащих на своих плечах тяжелые блюда и корзины, полные отборных фруктов, и живописный плодовый натюрморт, расположившийся на красочном ковре и представляющий многоликость и богатство даров природы: «Эти роскошные плоды – не просто повод для декоративного сочинения, не просто мотив для натюрморта. Они – и умение рук, их вырастивших, и щедрость человеческой души, и полнокровность бытия». Всё в этом произведении говорит о жажде жизни и преклонении перед плодородной землей, взрастившей и этот урожай, и этих прекрасных молодых женщин!

Просматривая в Сети фотографии и живописные работы Мариам Асламазян, нельзя не заметить ее удивительное сходство (и внешнее, и в живописной манере) с Фридой Кало – известнейшей мексиканской художницей, интерес публики к творчеству которой неизменно постоянен в мировом культурном сообществе. Родились они в один год, каждой было отмерено разное количество лет (Мариам прожила без года век, Фрида – в два раза меньше), но обе они прошли свой жизненный и творческий путь с достоинством, оставив след в культурной жизни своей страны и внеся вклад в развитие мирового изобразительного искусства. Вряд ли они знали друг о друге, но хочется думать, что эти яркие и сильные личности при встрече, если бы она состоялась, нашли бы, о чем поговорить. Не только как живописцы, но и как женщины.

 

Асламазян Мариам Аршаковна (1907 – 2006)
«Изобилие», 1961, холст, масло, 188х180

 

Спонсоры рубрики: Айдемир Алискантов 
Якуб Алиев

 

Поделиться:
153
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять свои комментарии и отвечать на чужие.

Дорогие читатели!

Поддержать журнал о культуре, издающийся в русской провинции в антикультурное время, – достойный поступок.

Ваша щедрость не сделает нас богатыми, но позволит представить Вам творчество талантливых людей, продолжающих чернилами на бумаге или маслом на холсте пытаться изменить этот мир к лучшему.

Константин Саломатин
Главный редактор журнала «ЭКЗЕМПЛЯР»