Нетленка

 
«На террасе. Этюд света» Июль 2020
 
Ольга Андреева
Заведующая информационно-издательским отделом Тверской областной картинной галереи

«После Парижа я увлекся пленэризмом. Воздух, фигуры среди пейзажа, свет – вот чему ... я стал отдавать свое внимание...» Эти слова Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), известного художника, участника Товарищества передвижных художественных выставок и приверженца реалистической живописи, чье имя у почитателей русского искусства ассоциируется в первую очередь с изображением крестьянских детей, в полной мере характеризуют переломный момент в творчестве мастера, ярким примером которого можно считать произведение «На террасе. Этюд света» из собрания Тверской областной картинной галереи.

Неизвестно, как бы сложилась судьба «незаконнорожденного сына бедной бобылки (оттого и Богданов)» и «пастушонка» из смоленского села Шитики, что в Бельском уезде (по его названию художник получил одобренную в 1903 году самим императором Николаем II официальную приставку к своей фамилии), если бы талантливого мальчика не приметил Сергей Александрович Рачинский (1833–1902), бывший профессор Московского университета и основатель народной школы в селе Татево, в котором располагалось его имение. «Многим, если не всем, обязан я этой семье. Под ее покровом прошло всё мое воспитание» - так писал Богданов-Бельский о своем благодетеле, который пригласил его в девятилетнем возрасте учиться в Татевскую школу, а затем для развития художественных способностей устроил юное дарование в школу рисования при Троице-Сергиевой Лавре, после завершения которой он смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на то что с 18 лет будущий художник стал жить своим трудом, все годы обучения Рачинский выказывал о нем заботу, материально помогая Богданову-Бельскому ежемесячными денежными перечислениями.

В училище Николаю Петровичу преподавали такие известные художники, как Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927), Владимир Егорович Маковский (1846–1920), Илларион Михайлович Прянишников (1840–1894), которые состояли в Товариществе передвижных художественных выставок и, конечно же, оказали влияние на художественный почерк и идейное содержание произведений Богданова-Бельского. Обучаясь сначала в пейзажном классе у Поленова, ближе к завершению пребывания в училище художник понял, что его больше привлекает жанровая живопись. Написанная в 1889 году дипломная работа «Будущий инок», главным персонажем которой является деревенский мальчик, слушающий рассказ странника, была представлена в 1890 году на выставке Товарищества передвижников и сразу же сделала молодого живописца знаменитым. Картину сначала купил известный московский коллекционер Козьма Терентьевич Солдатенков (1818–1901), а впоследствии она была переуступлена им императрице Марии Федоровне (1847–1928). С этого момента тема крестьянских детей была главной и любимой на протяжении всего творческого пути художника, к ней он обращался и во время обучения в Академии художеств у Ильи Ефимовича Репина (1844–1930), и уже являясь известным салонным художником, писавшим заказные портреты представителей самых высших слоев общества и императорской семьи, и находясь в Латвии после эмиграции в 1921 году.

В 1895 году по совету Репина Богданов-Бельский едет учиться в Париж, где посещает студию свободных художников Фернана Кормона (1845–1924). Обучение в студии и знакомство с оригиналами французских импрессионистов сыграли важную роль в новом видении художником своего творчества: реалистическая ее основа, сформированная передвижниками, обогатилась достижениями пленэрной живописи и импрессионизма, основная идея которого как художественного мироощущения заключалась в естественности восприятия человеком жизни, в его умении жизнерадостно и спокойно созерцать окружающее. Также положительно на развитии художественного стиля Богданова-Бельского сказалось и знакомство мастера с Удомельским краем, куда впервые он приехал в 1907 году по приглашению своего друга, известного живописца Александра Викторовича Моравова (1878–1951). С этого времени художник регулярно посещал север Тверской области, останавливаясь в различных имениях Вышневолоцкого тогда уезда («Пожинки», «Ворониха», «Гарусово», «Островно»), расположенных по берегам голубых озер. В своих воспоминаниях Богданов-Бельский пишет: «В Тверской губернии в Вышневолоцком уезде целая колония художников, как Жуковский, Степанов, Бялыницкий-Бируля, Моравов, еще раньше их Левитан, а под конец, в октябрьскую революцию, К. Коровин, я – с 1907 по 1920 г. – жили и работали вместе среди природы, оставив мастерские. В 1910 г. я написал картину «Именины учительницы», отмеченную и печатью, и еще больше художниками-импрессионистами за те импрессионистские достижения, которых я добился в ней. Картина была на всемирной выставке в Риме (1911 г.) и Мюнхене...»

В Удомельском крае художник много и плодотворно работал: здесь им было написано около 400 картин. В их число входит и живописное полотно, поступившее в 1920 году в Тверской губернский музей из клуба имени III Интернационала в городе Вышнем Волочке, под названием «Летний день», но позже атрибутированное искусствоведом и директором Калининской областной картинной галереи Ниной Федоровной Судаковой (род. 1926) как произведение «На террасе. Этюд света», экспонировавшееся на 46-й передвижной выставке в Петрограде и в Москве в 1917–1918 годах. Картина написана летом 1917 года на даче «Роща», построенной в полуверсте от Гарусова земским врачом Федором Васильевичем Якубовичем.

Полотно, созданное Николаем Петровичем Богдановым-Бельским в лучших традициях импрессионизма («живопись картины светлая, вибрирующая...» Л.И. Кац), переносит зрителя на залитую солнечным светом террасу дома, где в летний полдень неспешно беседуют три молодые женщины. Ощущение внутренней тишины и благостности, присутствующее несмотря на яркие акценты аксессуаров в образах одетых по моде 1910-х годов дам и блюда с сочными ягодами на белоснежной скатерти стола, неотъемлемо от общего отрадного впечатления, свойственного этому сюжету и транслирующего вовне послание: маленькая жизнь, которую мы проживаем каждое лето, полна простых и одновременно важных радостей, ценность которых – в сиюминутности и неповторимости.

Богданов-Бельский Николай Петрович (1868–1945).
«На террасе. Этюд света», 1917, холст, масло, 106,5х135,5.
Собрание Тверской областной картинной галереи


В эссе присутствуют цитаты из следующих книг, посвященных жизни и творчеству художника:
Кац Л.И. Художники в Удомельском крае. М., 1983, 144 с.
Подушков Д.Л. Академик живописи Николай Петрович Богданов-Бельский (1868–1945).// Удомельская старина. № 31
Каталог выставки «Николай Богданов-Бельский. 1868–1945. Живопись из коллекции Латвии и Германии. 30 апреля – 19 июня 2016 года». Латвийский Национальный художественный музей. Художественный музей «Рижская биржа», 2016 г.


Спонсоры рубрики: Айдемир Алискантов
Якуб Алиев

 

Поделиться:
404
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять свои комментарии и отвечать на чужие.

Дорогие читатели!

Поддержать журнал о культуре, издающийся в русской провинции в антикультурное время, – достойный поступок.

Ваша щедрость не сделает нас богатыми, но позволит представить Вам творчество талантливых людей, продолжающих чернилами на бумаге или маслом на холсте пытаться изменить этот мир к лучшему.

Константин Саломатин
Главный редактор журнала «ЭКЗЕМПЛЯР»