Прикладное

 
Лисинский медведь Сентябрь 2020
 
Ольга Пиотровская
Искусствовед

...Но вдруг сугроб зашевелился,
И кто ж из-под него явился?
Большой взъерошенный медведь...
А.С. Пушкин, поэма «Евгений Онегин»

Всем известно, что в глубокой древности охота была способом выживания человека. В последующие века она стала важной частью образа жизни определенных сословий. В разные эпохи охота сопровождалась формированием своеобразных ритуалов, воплотившихся в прочно утвердившиеся традиции.

Для определенных слоев общества (низшего сословия) она по-прежнему оставалась способом добычи пропитания, но для титулованной знати и монарших дворов многих стран охота превратилась в излюбленную, чаще всего с оттенком некоторой театрализованности, забаву. Участие в ней требовало особых навыков, мастерства, знания особенностей климата и ареала обитания животных. Убежденными консерваторами в этом вопросе до сих пор остаются упрямые британцы, которые по сей день придерживаются мельчайших, сформированных веками традиций выезда на охоту. В тщательно продуманном церемониале англичанами учитываются все мелочи – от обязательного следования друг за другом в пути согласно титулам (по убывающей) до высоты голенища охотничьего сапога.

В России охота имела свои национальные особенности и всегда была в чести. Царские, а позднее императорские охоты устраивались часто и в любые сезоны. К ним привлекали даже малолетних наследников престола. Представители высших сословий во всем равнялись на монарха. Наиболее опасной считалась охота на хищного зверя, а охотничьи трофеи были призваны демонстрировать торжество человека над дикой силой природы. Это было весьма рискованное занятие, особенно в случае охоты на медведя, ведь медведь или медведица, охраняющие свое потомство, не могли быть легкой добычей. В народе есть такое выражение «заломал медведь», но не хочется даже думать о том, что это может значить...

Сцены охоты и описание всех тонкостей ее процессов встречаются в исторических хрониках и литературном творчестве С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна, И.С. Тургенева, М.М. Пришвина, Д.Н. Мамина-Сибиряка и др.

В залах русского пейзажа второй половины XIX века Тверского императорского дворца представлена декоративная скульптура «Медведь». Она вполне органично существует с превосходными живописными работами А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.М. Прянишникова, И.И. Левитана. Этот обитатель леса занимает здесь свое место по праву, и уж так повелось, что он является своего рода символом России. Он хозяин леса и обязательный персонаж родного фольклора, а для многих поколений – всегда любимая и ласковая детская игрушка.

На первый взгляд «Медведь» из экспозиции галереи не обладает в полной мере особо изысканными характеристиками тех памятников, которые мы публиковали ранее в нашей рубрике. Но данный экспонат наделен своими художественными достоинствами и имеет интересную историю. Эта скульптура занимает значимое место среди предметов искусства анималистического жанра, который широко представлен во дворце произведениями живописи, графики и декоративной пластики.

История создания нашего «Медведя» весьма интересна. Он был выполнен на Тверской фабрике М.С. Кузнецова в конце XIX века по модели выдающегося скульптора своего времени Николая Ивановича Либериха, ученика великого Петра Карловича Клодта, автора всем известных скульптур «Укротители коней», украшающих Аничков мост в Петербурге. Либерих был признан одним из лучших мастеров-анималистов XIX столетия. Он избрал военную карьеру, хотя с детства проявлял несомненный талант в рисовании. В середине жизни, выйдя в отставку с чином полковника, стал изучать искусство ваяния в Академии художеств, где показал замечательные успехи. В его творчестве присутствуют портреты, батальные сцены, но более всего скульптору удавались охотничьи сюжеты и изображения животных: собак, лошадей и диких зверей. Либерих превосходно передавал особенности их внешнего вида, типические черты, динамику движения, повадки и позы. Его произведения были очень востребованы и изготавливались большими тиражами.

Владелец Тверской фаянсовой фабрики Матвей Сидорович Кузнецов зорко следил за спросом на подобные изделия и позволил себе создать «Медведя» в технике фаянса по авторской форме Либериха. Результат превзошел все ожидания. Кузнецовского «Медведя» изготавливали большими партиями, которые быстро расходились в продажах (эта скульптура не была похожа на ее первоначальные многочисленные отливки из чугуна или бронзы). Мастера тверской фабрики позволили себе ввести в эту вещь существенное дополнение – цвет, который несколько изменил образ животного. Применение рельефных разделок, росписей, а также серой, желтой, синей и бирюзовой глазури придают изображению особое, немного наивное обаяние и даже некоторое благодушие, убирая излишнюю репрезентативность.

Эта скульптура имеет второе название. Она более известна как «Лисинский медведь». Либерих создал ее под впечатлением от реального случая, произошедшего с императором Александром II. С детства будущий государь был азартным охотником. От природы он был сильным и ловким человеком, освоившим многие виды военного искусства, превосходным стрелком и наездником. Будучи императором, Александр II был занят преимущественно делами государственного порядка, его мало интересовали светские развлечения: он не хотел и не умел тратить на это свою жизнь. Истинной его страстью была охота. Военная выправка и быстрая реакция спасли жизнь государю во время зимней охоты в 1865 году.

В селе Лисино под Петербургом располагалось учебное лесничество, где часто охотились члены императорской семьи, их приближенные и гости. Именно здесь в марте 1865 года Александр II, пробираясь сквозь заснеженную лесную чащу без сопровождения, один на один столкнулся с огромным медведем, стоявшим на задних лапах перед вывороченным из земли пнем. Видимо, зверь был разбужен от зимней спячки голосами охотников, выстрелами и лаем собак. Государь оказался в опасной близости от гигантского животного. Не стоит говорить, что могло бы случиться с императором, если бы не счастливое свойство его мгновенной реакции бывалого охотника.

Этот случай очень быстро стал известен Петербургу, а чуть позднее и всей России. Об удачной царской охоте свидетельствует надпись по борту основания скульптуры: «Убитъ Государемъ Императоромъ близь Лисина 9 марта 1865 года». Бесстрашие Александра II впоследствии обернулось для него трагической стороной. Как и в случае охоты на лисинского медведя, государь пренебрег вопросами собственной безопасности, что стоило ему жизни. Он имел обыкновение прогуливаться по Петербургу без охраны. В 1881 году на него было совершено очередное покушение террористов. Александр II Освободитель погиб на месте.

Николай Иванович Либерих (1828–1883)
 Декоративная скульптура «Медведь». Конец XIX – начало XX вв.
Фабрика М.С. Кузнецова в Тверской губернии
(фаянс, цветные глазури, подглазурная роспись, рельеф)

 

Поделиться:
224
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять свои комментарии и отвечать на чужие.

Дорогие читатели!

Поддержать журнал о культуре, издающийся в русской провинции в антикультурное время, – достойный поступок.

Ваша щедрость не сделает нас богатыми, но позволит представить Вам творчество талантливых людей, продолжающих чернилами на бумаге или маслом на холсте пытаться изменить этот мир к лучшему.

Константин Саломатин
Главный редактор журнала «ЭКЗЕМПЛЯР»