Египтянка

Майолика Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) – одно из самых значимых явлений в русской художественной керамике. Произведения этого яркого, талантливого художника-живописца и театрального декоратора находят свое продолжение в произведениях из майолики. Майоликовые изделия изготавливаются из глины с большим содержанием извести и покрываются цветными непрозрачными глазурями.

К керамике Врубель обратился в 1890 году после знакомства с С.И. Мамонтовым благодаря своим друзьям – художникам К.А. Коровину и В.А. Серову.

Савва Иванович Мамонтов (1841–1918) – значимая фигура в истории русской культуры на рубеже XIX–XX веков, крупный предприниматель и меценат, разносторонне одаренная личность. Будучи человеком, одержимым искусством, обладал безошибочным чутьем на талантливых людей, способностью понимать их и побуждать к творчеству и поиску собственного пути. Сам меценат неплохо пел и был незаурядным скульптором. По инициативе Мамонтова в 1870-е–1890-е годы в его имении Абрамцево создается содружество художников – Абрамцевский кружок, куда вошли И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, В.М. и А.М. Васнецовы, М.М. Антокольский и другие.

Войдя в это содружество, Михаил Врубель попал в окружение людей, близких ему по духу, ценивших каждую творческую личность. Среди художников Абрамцевского кружка царила атмосфера братства. В Абрамцево была особая среда, где все оказывались включенными в различные круги деятельности. Они были в постоянном творческом поиске, играли в спектаклях, писали декорации для сцены. Здесь впервые театральные декорации стали писать профессиональные живописцы. В содружестве процветали «культ красоты, идеи эстетизации русской старины, воспитания общественного вкуса путем внесения искусства в окружающую жизнь». Дух Абрамцево замечательно отразился в словах Е. Поленовой: «Мы жили как в эпоху Возрождения – только искусством и для искусства». Это было время возросшего интереса в российском обществе к культуре русского Средневековья. Художники стали изучать памятники средневековой Руси и народное искусство. Среди них стало популярным декоративно-прикладное искусство: создаются витражи, мебель, изразцы для печей и каминов.

В 1889 году для восстановления изразцов старых усадебных печей XVII века в Абрамцево открывается гончарная мастерская. Здесь в области художественной керамики начали работать А.Я. Головин, К.А. Коровин, В.А. Серов и сам С.И. Мамонтов. Но именно творчество М.А. Врубеля определило лицо мастерской. Художнику удалось поднять производство майолики до уровня высокого искусства. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Савва Мамонтов получил золотую медаль как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель – за свои работы.

В этот период искусство керамики было новым, и Врубель обратился к опыту и давним традициям Египта, Ирана, Древней Руси. Интерес художника к майолике коренился в редкостной разносторонней одаренности художника, врожденного колориста и декоративиста.

Скульптура «Египтянка» – одно из лучших ранних произведений Михаила Врубеля. Эта работа была задумана художником в 1891 году и возникла под впечатлением от реальной сцены во время вечернего чаепития в Абрамцево. Художник Николай Прахов в своих воспоминаниях пишет: «Однажды Врубель опоздал к вечернему чаю и вошел в абрамцевскую столовую случайно в тот момент, когда Верушка (Вера Мамонтова, дочь мецената) сказала что-то шепотом сидевшей с ней рядом моей сестре. Подметив это с порога комнаты, Михаил Александрович воскликнул:

– Говорите все шепотом! Говорите шепотом! Я только что задумал одну вещь. Она будет называться «Тайна».

Мы все стали дурачиться: шептать что-нибудь соседу или соседке. Даже всегда тихая и спокойная тетя Лиза (Е.Г. Мамонтова, жена Мамонтова) улыбнулась, глядя на нас, и сама спросила у Врубеля:

– Хотите еще чашку чая?

На следующее утро Михаил Александрович взялся за глину в мастерской и через день принес к вечернему чаю свою «Тайну», получившую название «Египтянка».

Черты лица скульптуры напоминают Веру Мамонтову. С нее в Абрамцево В.А. Серов писал свою известную картину «Девочка с персиками». Михаилу Врубелю было свойственно изображать в своих произведениях близких людей. Художник был увлечен искусством Египта, полного сакральных символов и знаков, к которым он всегда тяготел. Утонченное лицо, губы, шепчущие то ли тайну, то ли пророчество, чуть опущенные веки создают загадочный образ. Изумительной красоты глазурь, в которой присутствуют серебро, медь, золото, покрывая керамическую скульптуру, придает ей металлический блеск и сказочное сияние. Именно с работами Врубеля в скульптуре появляется цвет во всем его великолепии.

Существует более десяти экземпляров произведения «Египтянка», выполненных по модели Врубеля, с разными поливами. Одна из них находится в собрании Тверской картинной галереи, в окружении полотен В.А. Серова, К.А. Коровина и А.Я. Головина – друзей М.А. Врубеля.