Как читать Сады

Дорогие читатели. Возможно, на первый взгляд название этой публикации покажется странным некоторым из вас. Действительно, что это за процесс – чтение Садов? Однако уже несколько тысячелетий люди вкладывают особый смысл в планирование пространства, в котором живут, и спланировано оно далеко не случайным образом.

Сады – это пространство, которое создавалось людьми для демонстрации власти и сопровождало в первую очередь дворцы и храмы. Сады – это пространство, которое является отражением мечты человечества о лучшей, вечной жизни – о рае. Сады – это искусство, которое объединило в себе приемы и методы всех известных человечеству видов искусств. Наконец, Сады – это единственный из видов искусств, который использует по-настоящему время, ведь растения живые и с течением времени изменяются в пространстве. Самые известные Сады живут десятилетия, а иногда века! Как, зачем и почему именно так создавали Сады, почему их планировали строго определенным образом? Какую информацию передавали в будущее садовники прошлого? Как понять эту информацию? Как научиться осознавать смысл и по-настоящему читать Сады?

Вы можете спросить: а зачем это делать, зачем читать Сады? Представьте себе удовольствие от прогулки по самым известным паркам мира: Версалю, Петергофу, Хетт Лоо, Хэмптон Корт, по садам итальянских вилл или замков Луары. Представьте, что во время прогулки вы понимаете, когда, в какое время и в какой традиции были спланированы и организованы эти парки и сады. Понимаете сами, без чужой подсказки. Можете назвать стиль этой планировки. Можете расшифровать и объяснить себе и своим спутникам смысл и содержание именно такой композиции сада или парка. Собственно – прочесть Сад!

Итак, мы отправляемся вглубь тысячелетий и веков, времени и пространства, истории и религии, власти и веры, традиций и вкусов. 

Аллеи

Два ряда деревьев, посаженных вдоль одной оси, создающие своеобразный коридор для людей, которые идут по этому пути. Аллеи знакомы каждому. Но знаете ли вы, зачем и когда они появились, кто первым придумал компоновать деревья в аллеи и зачем, какой в этом смысл? В таком, казалось, простом и общеизвестном приеме садово-паркового планирования, как аллея, садовники использовали прием другого вида искусства – музыки. Это ритм. Через одинаковые промежутки пространства в аллее повторяются одинаковые объемы деревьев.

Вступая на аллею, вы вынужденно движетесь по прямой. Ряды деревьев с двух сторон, словно сквозь строй, понуждают вас идти к цели. К какой цели? А вот это и есть одна из хитростей этого садового приема. Аллея никогда не приведет вас к какому-то незначительному или второстепенному объекту. Иначе не родилось бы устойчивое выражение «подъездная аллея». Так куда подъезжали по аллее? Конечно, к чему-то величественному и серьезному – к усадьбе и усадебному дому, замку или дворцу, к месту, где проживали и вершили властные, богатые, знаменитые.

Что происходит с человеком, который идет по аллее достаточно долго? Незаметно, через несколько десятков метров мысли и чувства человека «попадают» в ритм, упорядочиваются. Человек словно подвергается мягкому гипнозу садового пространства и, подходя к цели своего следования в конце аллеи, значительно отличается по своему настроению и готовности к восприятию какой-либо информации от своего прежнего состояния.

А значит, цель этого садового приема достигнута! Но кто были те садовники, кто впервые изобрел и применил этот прием, когда он впервые появился? Не поверите, почти 5 тысяч (!) лет назад в Древнем Египте. Именно там аллеи из деревьев и скульптур вели людей по грандиозным осям к храмам и дворцам. А все последующие стили садово-паркового искусства, которые появятся после этого уходящего вглубь тысячелетий времени, лишь заимствуют этот гениальный прием древнеегипетских садовников. 

Сад-перестиль

Сад-перистиль. Ливадийский дворец. Крым.

Уверен, что в своих путешествиях вы непременно сталкивались с этим элегантным, красивым и очень практичным приемом садового планирования – садами во внутренних дворах и двориках дворцов или даже домов. Спланированы они могут быть по-разному, но всегда имеют одинаковые черты. Это сады, вписанные в четкие геометрические границы, заключенные внутри стен здания и словно являющиеся продолжением комнат или залов внутри помещений. Зачастую они окружены колоннадами и практически всегда имеют в качестве главного центра своего пространства водный объект – колодец или фонтан. Подобный прием планирования и устройства садов появился еще во времена греческой и закрепился во времена римской античности, а это значит, что ему уже более 2 тысяч (!) лет. Сады перистильного, а затем и атриумно-перистильного типа, то есть сады во внутренних объемах пространств домов и дворцов, не случайно появились в период античности в условиях жаркого климата нынешних Греции и Италии. Подобное устройство сада внутри дома или дворца защищало внутренние жилые помещения летом от жары, а зимой от холода, а сад с водоемом в центре был гарантией мягкого микроклимата в помещениях и, что немаловажно, удовлетворял эстетические и практические запросы обитателей дома.

Висячие сады

Висячие сады. Эрмитаж. Санкт-Петербург

О висячих садах мы поговорим на примере сада Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Мы вновь видим сад, вписанный в объем внутреннего двора дворца, но расположен он на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и манежа, и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Закрытый со всех сторон высокими стенами и внутренними объемами павильонов дворца сад имеет свой микроклимат. Близость Невы смягчает температурные перепады, а ориентация сада с севера на юг обеспечивает максимальное солнечное освещение в течение всего светового дня. Под садом, в шанцевых сводах когда-то существовали инженерные коммуникации, обеспечивавшие дополнительный подогрев. В результате вегетационный период в саду начинался раньше, а осенний листопад наступал позднее, чем в других садах Петербурга. Это типичный пример так называемого висячего сада – сад действительно висит на перекрытиях между этажами. К данному типу садов относятся и все так называемые сады на крышах. В настоящее время подобных садов появляется все больше в городах на всех континентах. Первые висячие сады – Сады Семирамиды в древнем Вавилоне – считались одним из семи чудес света, а это значит, что история висячих садов насчитывает более 2,5 тысяч лет.

Барокко

Большой каскад и фрагмент партера перед Большим-дворцом. Петергоф

Хотите больше садово-парковой роскоши, богатства, блеска? Тогда давайте отправимся в один из самых известных садово-парковых и дворцовых комплексов не только России, но и мира – Петергоф. Четко упорядоченная геометрия, симметрия и равновесие, подчинение планировочных, а значит, и прогулочных осей парка дворцовым зданиям и сооружениям, а главное, роскошь и изобилие скульптур и фонтанов с богатыми орнаментами, лепнина и позолота, садовая стрижка и богатые геометрические цветники на газонах – это барокко, причудливый, странный, склонный к излишествам.

Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце XVI – начале XVII веков в Риме, а затем распространился по многим странам Западной Европы. Достиг стиль барокко и Голландии, где и очаровал первого российского императора Петра Великого. Узнать стиль барокко достаточно просто – чем больше архитектурно-садовых излишеств, тем вероятнее вы видите именно его. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (в том числе и в дворцово-парковых ансамблях). В барочных садах большое значение имели античная мифология и символика, и именно об этом рассказывают многочисленные скульптуры.

В садах Петергофа вы увидите узоры из газона и цветных отсыпок из мраморной крошки и битого красного кирпича – это узорный садово-парковый партер. Узоры, вырезанные из зеленого газона, говорят о том, что это голландское барокко, об этом же рассказывают нам водные каналы, проложенные вдоль многих прогулочных осей.

Черты классицизма, неоготики, необарокко появятся в Петергофе в послепетровское время.

Романтизм

Пруд в усадебном парке 19 века

Из всех стилей садово-паркового искусства романтизм наиболее способствовал пониманию эстетики природы. Всё в романтическом саду подчинялось эмоциональным переживаниям личности, соединялось с образами поэзии, литературными мотивами, темами путешествий, воспоминаний. В садах романтизма предполагается, что гость уже имеет определенный запас романтических знаний и переживаний, поэтому романтические сады живут и действуют главным образом для своих «образованных» гостей.

Посмотрите на фрагмент старинного парка с прудом Ботанического сада Тверского госуниверситета. Вы чувствуете, что ваше настроение совпадает с вашим мироощущением, с настроением природы, с вашим душевным покоем?! Природа и пейзаж в романтическом парке отражают состояние души. Таким был уходящий XVIII век, таким начинался век XIX, когда рождался и расцветал стиль романтизма, который сменили позже эпохи классицизма и просвещения. Но давайте остановимся на сегодня и задержимся именно здесь, в эпохе меланхолии, мечты и одухотворенной эстетики