Зеленый дом

Взаимосвязь человека и природы – тема изначальная и вечная. С течением времени отношения людей и природы меняли как свое содержание, так и свои формы. Времена, когда человек был полностью погружен в мир живой природы и ощущал себя ее неотъемлемой частью, давно прошли. Постепенно поклонение и почитание природы в целом и растений в частности сменилось исключительно рациональным подходом. Польза и выгода заменили ритуалы и глубокую семантику. Растения, как и живая природа, стали предметом торга.

Но, пожалуй, есть одна ниша, в которой только для садовников-производителей растения стали предметом торговли и выгоды, а вот для остальных людей до сих пор остались живым напоминанием о красоте и величии Природы. И эта ниша – растения в доме!

Комнатные цветы и в наше время являются уголком живой природы рядом с человеком и по сути не приносят нам никакой материальной выгоды. Но это бесценная по своей красоте аллегория, которая отсылает нас в равной степени и к цветущим тропическим лесам реальности, и к вожделенным райским кущам мечты.

Попытки превратить жилые комнаты или дворцовые покои в сады предпринимаются людьми с древности, за тысячи лет до нашей эры. Первые настоящие «зимние сады» в Европе появляются уже в XIII веке. Но нам, жителям зимне-снежной России, в этом плане повезло меньше – климат холоднее, а стекло в оконных рамах и переплетах появляется ох как не быстро! Но к XVII веку в домах русских царей и вельмож стали появляться цветы, а Петр Великий вводит моду на комнатное озеленение и зимние сады. И растения начинают завоевывать интерьеры и зимние сады российской знати, а затем купечества и других сословий.

Минули века, рассеялась былая имперская слава, канули в Лету зимние сады дворцов и особняков, да и комнатное цветоводство на подоконниках утратило исконно российские традиции. Глобализация унифицировала ассортимент и стили. Но! Тяга и страстное желание жить в раю никуда не делись! И вот, в России настоящей мода на домашние оранжереи, зимние сады и зеленые кабинеты вернулась. Осталось вернуть высокий стиль устройства подобных домашних садов. Необходимо восстановить российскую школу «высокого садового стиля» для зимних садов и элегантных интерьеров с ноткой тропического рая.

В современной России почти нет громких проектов новых оранжерей и зимних садов, о которых действительно «говорят». Но это не значит, что новых оранжерей не появляется. Мы решили рассказать об одном из подобных проектов – оранжерее «Зеленый дом» в Ботаническом саду Тверского госуниверситета. По нашему мнению этот проект интересен своей смелостью, поскольку впервые в практике российских ботанических садов сделан и реализован сюжетный зимний сад, своеобразная сценическая оранжерея.

«Зеленый дом» – пример умелого декораторства на основе глубокого знания ботанических особенностей растений и профессионального подбора их агротехники выращивания. Фрагменты композиций «Зеленого дома» наглядно демонстрируют возможности и примеры того, каким образом можно обустроить зимние сады в условиях Средней России, как в общественных, так и в частных зданиях и комплексах. 

Тропическая музыкальная гостиная – элегантный пример формирования пространства зимнего сада вокруг антикварного фортепиано, которое уже не является полноценным музыкальным инструментом, но стало уникальным по выразительности предметом интерьера и домом для десятков прекрасных тропических растений.

Бабушкин комод. Традиции русского комнатного цветоводства и цветов в интерьере русского дома некогда были необычайно узнаваемы и по-домашнему теплы. Антикварный комод из массива дерева, покрытый лаком медового цвета, выгодно оттеняет зелень и цветы фиалок-сенполий, фуксий, гераней и плющей, которые были так любимы в русских домах. Аксессуары в виде самовара, столового и интерьерного фарфора прошлого века только поддерживают традиционный стиль.

Тропические гостиные в зимних садах – одна из самых популярных тем уже не один век. Обеды, чаепития и коктейли среди экзотической зелени пальм, папоротников, бромелий и орхидей создают необыкновенное настроение присутствия в «райском саду вечного лета». В композиции использована металлическая мебель в стиле ар-деко с орнаментами во флористических мотивах, затонированная под оттенки серебристо-опушенных ваий тропического папоротника Платицериума. Декоративный фарфор колониального стиля также подобран к этой цветовой гамме.

Композиции с использованием ахроматического белого цвета при выборе цветущих растений и аксессуаров в садах неизменно популярны благодаря чистоте и легкости восприятия. Мы смело использовали в этой композиции эклектику при комбинировании как растений, так и аксессуаров. Глубины и объема этой композиции добавляет использование зеркальной поверхности.

Интерьер с ароматами странствий. Ориентальные композиции зимних садов могут быть наполнены настроением не только благодаря нарочито провосточным аксессуарам. Мы выбрали неординарное решение, сделав акцент на знаменитых и одновременно неизвестных растениях-пряностях – черном перце, кардамоне, лайме, цитроне, имбире среди кустов чая и кофе. Красный и черный лак фарфора и мебели, тисненая тонированная кожа дорожного сундучка и модель-копия чайного клипера уносят нас в эпоху великих географических открытий, авантюрных путешествий и мировой борьбы за рынки специй.

Дольче вита. Средиземноморский флер в садах всегда привлекал как последователей гедонизма в жизни, так и тех, кто мечтал об этом. Словно выбеленные жарким солнцем, тонированные мебель, керамика и плетение. Пространство, наполненное ароматными травами и кустами роз, и «забытая» на садовой скамье корзинка для пикника с багетом, бутылкой оливкового масла и оливками – сбывшаяся мечта о южной сиесте.