100 лет одиночества Сапарнияза Султанмуратова

Художник Сапарнияз Султанмуратов представляется мне довольно закрытым и исключительно сдержанным. Почвой для прорастания такого независимого характера явились его яркая индивидуальность и судьба. Видимо, переезд уже состоявшегося и известного мастера из Ташкента в Тверь определил в дальнейшем его статус и положение. В новой художественной среде Сапарнияз чувствовал себя немного чужим и сам надолго от нее дистанцировался. Сегодня очевидна его некая отдельность и отдаленность от художественной и профессиональной жизни Твери, хотя он заслуженно известен, успешен и востребован. Сапарниязу повезло с близкими. Ему хватает общения внутри семьи. Конечно, любому мастеру необходимы тишина и одиночество, помогающие думать, искать и находить свое и только свое «слово». Самое лучшее место на земле – мастерская, где, укрывшись от внешних воздействий, художник и создает новые миры. Да и нынешняя ситуация в искусстве не способствует созданию братств и творческих объединений. Художник одинок по определению, и самыми близкими друзьями для него становятся его работы.

Сапарнияз так же сложен и многомерен, как и его произведения. И, пожалуй, нет ничего труднее, чем в нескольких словах раскрыть тайну и смысл его творчества, которое находится в точке пересечения Востока и Запада. Художник обладает удивительной способностью существовать в разных реальностях. Мастер блестяще соединяет язык народного искусства с модернистской и классической традицией, ориентируется на древние образы – архетипы. Сапарнияз чуток к переменам в пластическом и образном языке керамики, которые бесконечно отражаются в формальных экспериментах. Отталкиваясь от природных форм и натурных наблюдений, он часто переводит реальный образ в метафору или знак. Художник умело преодолевает инерцию глиняной массы, подчиняя ее своей воле, строит из нее геометрические или округлые формы, заставляя материал работать на пределе возможностей. Образы Сапарнияза разные – радостные и трагичные, реалистичные и фантазийные, но всегда добрые и гуманистические. Художника интересует сложная личность современного человека, и он обращается к нему со своим индивидуальным посланием о любви и одиночестве, счастье и отчужденности, боли и радости.

Марина Сафонова
Искусствовед