Black positive Алёны Ивановой-Йохансон
Моя задача – создавать пространства. Для художника в этом нет ничего необычного. Формальная составляющая – конструкция и композиция – имеет принципиальное значение. Лист, фильм, книга или пространство экспозиции должны быть многомерными, открытыми для восприятия всеми органами чувств. Процесс погружения похож на то, как мы заходим в воду: ощущая глубину, чувствуя, холодная или теплая вода, чистая или мутная, хватает нам воздуха или нет. Необходима среда, которая полностью вовлекает человека и взаимодействует с ним.
Стать художником было тайной мечтой с самого детства, но в силу обстоятельств мое первое образование оказалось естественнонаучным. И я благодарна за этот подарок. У научного мира свои законы, свое пространство – там обыденность полностью исчезает.
Исследуя пространство и время как ученый или художник, ты как во сне: невозможно предсказать, что произойдет дальше. Это момент полного незнания. Единственное, что можно сделать, – довериться процессу, погрузиться в него, а потом транслировать его через себя другим.
Художнику необходимо владеть мастерством, «технэ», языком трансляции. Без него ты не художник (писатель, поэт и т. д.). Этому меня учил Александр Ливанов – рисовать, законам конструкции, композиции, восприятия. Без этого ты немой. «Технэ» должно быть доведено почти до автоматизма: когда рука ведет линию уверенно, ты свободен и можешь передавать свое видение другим. Меня поразил и вдохновил его метод – изображать то, чего нет: не знать, что рисуешь, и только потом узнавать написанное на листе.
Есть зрение обыденное и необыденное. Стереотипное, обыденное зрение не видит, замещая видимое его описанием, навязанной данностью, концепцией. Необыденное зрение – внимательное, этим зрением можно увидеть по-настоящему. Оно же есть и художественное, поэтическое зрение. Воспринимая мир так, перестаешь быть ремесленником и становишься творцом.
Спонсоры рубрики:
Дмитрий Окороков
Константин Забродин