Постмодернистский хоровод Галины Камардиной

Если сказать Галине Камардиной, что она не только замечательный художник со своим удивительным творческим почерком и образным миром, а еще и яркий представитель постмодернистской культуры, в лучшем случае, она удивится, в худшем – обидится. Ее искусство не связано с проблемами повседневной реальности – политическими, экономическими, социальными. Она избегает эпатажных тем, не гонится за актуальностью, просто искренне выражает свою позицию по отношению к современному миру. В рассказе о жизни использует свой словарь, в котором нашли воплощение некоторые, уже ставшие классическими для постмодернистского искусства, черты: смешение элементов разных стилей, смысловая многослойность, ироничность. Она свободно чувствует себя в культурном пространстве разных периодов. Галина Камардина переосмысливает и преображает традицию и обращается к прошлому, чтобы наполнить им настоящее.

Художница, следуя за известными предшественниками – авангардистами XX века, в современной ситуации продолжает диалог с древнерусским и народным искусством. На основе сложного синтеза создает свой метод, вырабатывает индивидуальные приемы формообразования, цвета, композиции и тем самым придает уникальную эстетику своим произведениям.

Работы Галины Камардиной отличаются декоративностью живописного языка и ярко выраженной этнографической направленностью. Для нее не существует каких-либо правил. Она вольна выбирать любую форму, материал и манеру исполнения. От искусства прошлого берет не простое переложение форм и сюжетов, а углубленное восприятие его образного строя. Органичная причастность ее художественных поисков к народному и древнерусскому искусству с их метафорической и символической поэтикой, обобщенностью и вариативностью форм, свободой цветовых сочетаний выработалась еще в годы учебы в Абрамцевском училище. В работах народных мастеров ее привлекает отказ от натуралистического правдоподобия, наивность образного мышления. Она всецело сосредоточена на постижении внутренней сущности народного творчества, его сакральной глубины. Это помогает ей достичь подлинной монументальности в работах, посвященных русской жизни. Художница находит свои приемы изображения реальности, преодолевая натурное восприятие жизненных явлений, утверждает декоративное начало, акцентирует цветовое пятно.

Мир Галины Камардиной многомерен. Темы и жанры разнообразны. Женская тема, тема крестьянского труда, русских народных праздников и войн, героизм без пафоса и христианство без фанатизма. Ей близки и русские Венеры в бане, и изящные японки, суровые крестьянки и крестьянские «мадонны», дети и животные. Галина Камардина не иллюстрирует окружающий мир, а осмысливает его через архетипические образы.

Один раз увидев ее работы, невозможно их не запомнить. Она из редкой сегодня породы художников, которые не выстраивают личную стратегию успеха, не ищут признания, преуспевания и благополучия. Галина Камардина не ставит себе никаких границ и пределов в смысле художественных достижений и никому не навязывает свои эстетические и нравственные приоритеты как единственно верные.

Марина Сафонова
Искусствовед

Спонсоры рубрики:

Дмитрий Окороков

Константин Забродин

Якуб Алиев

Тверская региональная общественная организация народов Дагестана

Виктор Грибалев