Творчество и ремесло Александра Константинова

Художник Александр Константинов многие годы ведет творческий диалог с самим собой. Он остается и создателем образа ювелирного изделия, и ремесленником в одном лице, сохраняя тем самым художественное и техническое наследие ювелирного искусства. Традиция для него остается неисчерпаемым источником вдохновения, так как даже самый смелый авангард базируется на достижениях минувших поколений, ставших классикой. Именно это гармоничное единство прошлого и настоящего и стало главным принципом при разработке авторских моделей Александра. Его кредо – эклектика, смешение уже известных стилей, что отвечает сегодня самым модным тенденциям.

Живой растительный мотив, мотив цветка, классический для ювелирного искусства, получает в работах мастера оригинальное воплощение и становится на долгие годы основой его творческого мышления. Обращение к миру природы, к бесконечному многообразию растительных форм делает каждое произведение художника особенно живым и поэтичным. В легкости и изяществе их исполнения можно услышать отзвук искусства модерна.

В его авангардных украшениях, как правило, основой является выразительная, остросовременная конструкция, в решении которой ощущается влияние формальных идей конструктивизма и абстрактного искусства. Традиции русского авангарда, русская ментальность прослеживаются и в образной структуре украшений. Произведения такого типа отмечены космическими, вселенскими темами. Планетарные, галактические, звездные абстрактные формы дают автору новые выразительные возможности.

Сложная игра красок, особая торжественность и парадность многих работ Александра Константинова пробуждают воспоминание о великосветских украшениях эпохи ампира. Пропущенные сквозь призму современного видения традиции классики помогают автору в создании сильных репрезентативных образов.

Все существующие ювелирные техники досконально изучены и опробованы художником: зернь, чернь, эмали, инкрустация, травление, полировка и другие механические приемы обработки металла и камня. Знание технологий позволяет мастеру достичь виртуозного совершенства в отделке изделий из драгоценных и полудрагоценных металлов и камней. Ему удается и работа гранями, которые остро подчеркивают силуэтные линии произведения, усиливая игру света, и более сложная обработка, передающая подвижность фактуры материала. Металл и камень в его руках приобретают то бархатистость и матовость, то холодный блеск. Только обладая высочайшим техническим мастерством, художник может достичь такого успеха в ювелирном деле.

Для больших композиций Александр рисует эскизы, но чаще работает сразу в материале. В эскизе идет поиск основной линии, потока движения, пространственного решения, а затем наступает момент импровизации, фантазии, эксперимента.

Все произведения Александра Константинова выполнены с удивительным чувством меры и гармонии.

Марина Сафонова