Венеры и пионеры Ирины Маховой

Ирина Махова – удивительный, по-своему уникальный художник, и ее довольно яркое дарование сегодня особенно заметно в художественной среде, где тяга к новому и неосвоенному часто воспринимается как некий вызов устоям и традициям. Ирина – представитель замечательной, хорошо известной художественной династии, которую возглавляет талантливый, неординарный мастер – Виктория Иосифовна Воеводина. Сестра Ирины Юлия Ананьева – признанный и не раз удостоенный различных наград график. Это «трио», несомненно, является украшением культурного сообщества, чему способствует не только наличие талантов, но и врожденное женское обаяние, не оставляющее никого равнодушным. Представительницы этой яркой династии работают по-разному, у каждой художницы свои темы, пристрастия, манеры и почерки, но объединяет их одно родовое качество, невероятно важное и необходимое современному художнику, – независимость.

Ирина всегда делает то, что хочет, не оглядываясь на предшественников, отстраняясь от «строгих» взглядов старших коллег и специалистов. Она явно демонстрирует, что очертания ее художественного мира зависят только от личности творца, который всегда свободен в выборе темы и средств ее выражения.

Невероятно привлекают оптимизм и легкость, с которыми Ирина «летит» по жизни, не раскрывая зрителю всей серьезности своего творческого существования, в котором стремится не к объективизации видимого мира, а к его артистическому переосмыслению.

Ее основные темы – воспоминания о детстве, кукольный театр, отношения мужчины и женщины. Это простые житейские истории, всегда окрашенные лиризмом и мягкой иронией жанровые сцены, где люди разговаривают, размышляют, работают, играют и отдыхают. Муза Ирины Маховой – наивная и простодушная девушка или «тётенька», иногда веселая, иногда грустная, романтически и чувственно воспринимающая жизнь.

Обнаженная натура – особое пристрастие автора. Ее ню и изящны, и грубоваты, и чувственны, и невероятно трогательны в своей незащищенной, далекой от классической красоте. Часто, еще не совсем осознавая образно-эмоциональной мощи, напряженной силы и глубины содержания этих «простых» картинок, испытываешь смутное чувство тревоги и душевного смятения. Даже от самых, казалось бы, веселых. Как непрост в них рисунок, а содержание проникновенно и пронзительно. За внешней обыденностью вдруг словно открывается бездна – чувство одиночества, потерянности, отчужденности людей друг от друга.

Часто поэтика произведений Ирины строится на сочетании тонкого юмора, открытой чувственности и эстетики эротизма. В серии «Подружки» продолжают свою жизнь современные «Венеры», которые заняты своими нехитрыми делами: ходят на дискотеку, считают яблоки, вторят барабанщику, засыпают, считая, что утро вечера мудренее. Веселые пионеры стройными рядами маршируют на линейку. Метод Ирины отсылает зрителя к логике и эстетике неопримитивизма. Она умело использует его законы, не стремясь наделить своих персонажей конкретными характеристиками. Фигуры их не прорабатываются детально, а лишь намечаются.

Все работы Ирины прекрасно наивны и добры. Ее природного юмора хватает на то, чтобы смешно рассказать о грустном, серьезном и вечном, а духовной глубины – на то, чтобы в смешном и веселом услышать пронзительную, щемящую ноту. В каждом произведении просматривается душа автора, ее мятущееся женское начало. Художница искренна и открыта. Она сама влюбляется и влюбляет зрителя в свои персонажи. Внутренние переживания художника переданы внешне очень лаконично, но за аскетичностью рисунка и бытовыми, очень личными темами читается глубина восприятия внутреннего мира человека, поддержанная нежными или тревожными сочетаниями цвета.

В последнее время диапазон творческих устремлений Ирины сильно расширился. В ее арсенале появились мозаика, эмали, роспись по штукатурке и тяга к монументальности. Творчество Ирины Маховой очень индивидуально и обращено к понимающему зрителю. Она стремится настроить его на эмоциональное сопереживание. По ее собственным словам, ей хочется изображать не реальность, а впечатления и ощущения, которые вызвали бы отклик зрителя.

Марина Сафонова
Искусствовед

Спонсоры рубрики:

Дмитрий Окороков

Константин Забродин