Вот истый рай земной, божественный пейзаж!

Учить сажать сады – полезный, нужный путь.
Нужнее – научить любить их: в этом суть!
Жак Делиль. Поэма «Сады», 1782 г.

Большим достижением современных отечественных ландшафтных дизайнеров, архитекторов, парковых реставраторов и других специалистов по праву является восстановление исторических парков и дворцов России, сильно пострадавших от неумолимого времени и особенно разрушенных в годы прошедшей войны. География таких исторических мест охватывает всю европейскую часть страны от севера до юга – как обе столицы с пригородами, так и провинцию. Спасение и реставрация исторических парков – сложная, тяжелая, длительная и дорогостоящая работа. Дело в том, что сад или парк – живой организм, в котором происходит постоянный процесс изменения во времени, росте и соотношения пропорций древесных насаждений, вписанных в рамки определенной планировки, задуманной изначально автором-архитектором. Да и сама планировка со сменой эпох и хозяев зачастую не была статичной. Она менялась, благодаря чему сад в различные эпохи выглядел по-разному, отражая веяния моды, вкусы и средства владельцев, последствия войн, стихийных бедствий и т.п. Хуже всего приходилось зеленым объектам в городах, где постоянно происходило сокращение парковых территорий, вплоть до полного исчезновения. Потому так мало сохранилось до наших дней не только самих исторических ландшафтных объектов, но даже мест, которые они занимали. Отреставрированных по всем правилам садов и парков в провинции можно пересчитать по пальцам. И одним из наиболее удачных примеров такой реставрации является дворцово-парковый ансамбль Тверского императорского дворца.

История Дворцового сада начинается с конца XVIII века, когда после опустошительного пожара в Твери 1763 года по указу Екатерины II был заложен Императорский дворец и при нем – сад как неотъемлемая часть ансамбля. Архитектор Петр Романович Никитин задумал повторить в планировке сада то самое трехлучье нового городского центра Твери, которое так понравилось императрице. Он спроектировал три расходящиеся веером от центральной площадки перед восточным углом дворца аллеи, пересекаемые двумя другими аллеями, параллельными Волге. Таким образом, планировка была регулярной, характерной для садов эпохи барокко. Но здесь Никитина ждала большая неудача: планировка сада Екатерине не понравилась. Дело в том, что с 1760-х годов начинается победное шествие классицизма по России, в садово-парковом искусстве входит в моду английский стиль: свободная, близкая к естественно-природной планировка, отсутствие симметрии и правильных геометрических форм, как бы случайно разбросанные группы кустарников и деревьев, плавные очертания цветников. Сторонницей именно такого стиля и была Екатерина II, о чем прямо говорила в переписке с Вольтером в 1772 году: «Я полюбила английский стиль в устройстве садов, извилистые линии, пологие склоны, пруды в форме озер и ненавижу прямые линии и одинаковые аллеи. Я ненавижу фонтаны – они заставляют воду проделывать несвойственные ей от природы трюки, а статуи должны стоять в залах и галереях. Одним словом, моя англомания управляет моей плантоманией». Тем не менее, поскольку монаршее волеизъявление на устройство дворцового сада состоялось, проект Никитина был осуществлен в предложенном им варианте (1776 г.). На сохранившемся в архиве чертеже центра Твери видно, что сад первоначальной, никитинской, планировки существовал еще в 1800-х годах. Какими растениями он был заполнен, неизвестно – история не сохранила детальных данных или свидетельств современников.

Следующий период бурных изменений для тверского дворцово-паркового ансамбля связан с пребыванием в Твери внучки Екатерины II – великой княгини Екатерины Павловны – и ее супруга принца Ольденбургского в царствование Александра I. Императором для своей сестры были затеяны грандиозная реконструкция дворца и полная переделка сада в стилистике новой эпохи. Привлеченный для этого выдающийся архитектор Карл Иванович Росси полностью изменил планировку сада в ландшафтном английском стиле с элементами романтизма. С 1810 года в саду появляются излюбленные Росси круглые площадки, модные в ту эпоху посадки роз, впервые – садовая мебель и скульптура. Грандиозным архитектурным новшеством, во многом определившим всю последующую планировку сада, стал монументальный 16-пролетный арочный пандус, задуманный Росси для постепенного подъема четы хозяев дворца из центра сада прямо в свою жилую половину на втором этаже. Великолепное сооружение не сохранилось до наших дней (разобрано в 1935 г.). К счастью, уже принято решение о его восстановлении в ближайшие годы. Тогда Дворцовый сад наконец вернет свой исторический облик.

Идиллия семейного гнезда любимой всеми Екатерины Павловны (короткая жизнь которой вообще достойна интереснейшей экранизации) продолжалась, к сожалению, недолго: в 1812 году умирает ее муж, а в 1816-м она выходит замуж за Вильгельма Вюртембергского, становится иностранной королевой и навсегда покидает Россию. В Тверском императорском дворце жизнь замирает. Начинается длительный (до 1860-х) период затишья и даже некоторого запустения.

До 1866 года территория Дворцового сада была примерно на треть меньше, чем сейчас: главная аллея, ведущая ныне к воротам на набережной Волги, и была восточной границей сада. Прибывший в 1860 году в Тверь на проведение строевого гарнизонного смотра император Александр II после высочайшей ревизии повелел в числе прочего произвести реконструкцию Дворцового сада, расширить его площадь за счет присоединения территории примыкающих огородов и построить на ней здание оранжереи. Спроектировать планировку присоединяемой территории необходимо было в том же стиле (и как бы той же рукой), что и у Росси в 1810 году. Для проведения этих работ из Санкт-Петербурга был вызван один из ведущих зодчих России того времени Александр Иванович Резанов (1817-1887), профессор архитектуры, представитель позднего классицизма и эклектики. В архиве сохранился разработанный им в 1874 году проектный план реконструкции тверского Дворцового сада, на котором показано и здание возведенной оранжереи (оранжереи к тому времени уже стали обязательным элементом всех дворцово-парковых комплексов). Осуществить посадки по новому плану было поручено главному садовнику дворцового комплекса Карлу Фридлендеру.

К концу XIX века Романовы всё реже бывают в Тверском дворце (ширится железнодорожное сообщение, и они всё больше сосредотачиваются на новых имениях в Крыму и окрестностях Петербурга). В 1898 году дворцовый комплекс в Твери передается в ведение Министерства внутренних дел с непременным условием поддерживать его постоянно в надлежащем виде. И лишь накануне 300-летия Дома Романовых (1908-1912 гг.) в саду проводится последняя восстановительная реконструкция (оранжерея, садовые насаждения, земляные работы и др.).

После революции сад (как и сам дворец) принадлежал различным ведомствам. Поднимался спорный вопрос о преобразовании его в общественный ботанический сад. В 1925 году он был передан в государственную собственность. А в 1935-1937 годах дворец передается в собственность областных органов власти. Территория же бывшего Дворцового сада с 1938 года отходит к городскому саду (которому и принадлежала до новейшего времени).

В годы Великой Отечественной войны исторический Дворцовый сад был практически полностью уничтожен. Территория его была настолько перерыта бомбежками, что, по свидетельствам архитекторов-реставраторов и археологов, проводивших раскопки в 2014 году, не удалось найти буквально ничего (искали элементы исторической планировки: фундаменты малых форм, следы прежних дорожек и т.п.). В 50-е годы XX века сад был создан заново – с новой планировкой и новыми посадками. От исторической планировки XIX века на территории сада практически ничего не сохранилось, кроме нескольких планировочных осей, визуальных связей и небольшого количества единичных старовозрастных деревьев.

Современная планировка сада создавалась в течение многих лет стихийно и к моменту реставрации (2014-2015 гг.) совершенно лишилась единой композиционной идеи. В ходе разработки проекта реставрации прежде всего необходимо было решить основной вопрос: в соответствии с каким периодом истории сада воссоздавать его облик? Вопрос совсем не праздный, ведь сад постоянно менялся на протяжении своей истории. Специалисты (хочется сказать спасибо ООО «Парковая реставрация Гардарика» в лице генерального директора Ольги Дробнич и главного архитектора Ирины Колиной) пришли к убеждению, что Дворцовый сад необходимо «воскресить» таким, каким он был в период своего наивысшего расцвета: наибольшая площадь, окончательно сложившаяся планировка, включающая здание оранжереи. Это 1870-е годы, связанные с работами А.И. Резанова. В архивах Санкт-Петербурга полностью сохранился его проект и другие документы, датированные 1874 годом. Именно таким в результате сад сейчас и предстает перед нами. Однако при реконструкции были восстановлены и интересные детали, появившиеся в другие периоды, например Сиреневый сад (самый конец XIX в.). Была проведена большая работа в архивах для выяснения породно-ассортиментного состава растений: архитекторы прошлого не утруждали себя подробной детализацией чертежей, отдавая этот труд на усмотрение главных садовников (по-современному ландшафтных архитекторов), которые, увы, после себя никаких чертежей не оставили. По счастью, в архивах сохранились закупочные ведомости того времени на растения, и мы в итоге располагаем списками деревьев, кустарников и цветов. Имея их и подлинную планировку, путем длительной, сложной, но очень интересной научной работы, возможно, постепенно нам удастся реконструировать посадки и цветники той поры (на настоящий момент реконструированы три цветника из 28). Деревья, которые растут на территории, увы, не являются свидетелями дворцовой эпохи. Большую часть насаждений составляют молодые деревья в возрасте до 65 лет, посаженные в 50-60-х годах. Выявлено только 14 деревьев, переживших Вторую мировую. Из старовозрастных дубов посадки конца XIX – начала ХХ века сохранилось только три экземпляра.

В ходе реставрации в парке дворца было высажено более 300 новых деревьев и кустарников. Сейчас в Дворцовом саду можно увидеть более 60 видов, форм и сортов древесных растений. По данным последней «зеленой переписи» (2019 г.), всего здесь растет 3661 экземпляр древесных растений. В том числе крупнейшая в регионе коллекция сиреней насчитывает более 100 гибридов и сортов шести видов, цветение которых можно увидеть с середины мая до середины июня. Почти полностью (на 86%) восстановлен по подлинным спискам ассортимент растений оранжереи, экспозиция которых доступна круглогодично. А на территории сада, не нарушая исторической планировки XIX века, с научно-просветительскими целями в ближайшие годы будут созданы экспозиции декоративного огорода, исторических парковых роз, теневого сада, сибирских ирисов, растений патио и исторических георгинов.

Приезжайте – не пожалеете!

Спонсоры рубрики:

Владимир Микрюков