Аллегорическая картина

Грандиозные реформы, предпринятые Петром Великим по европеизации России на рубеже XVII-XVIII веков, коснулись всех сторон жизни государства, в том числе градостроительства и архитектуры. Именно от него идет возникшая еще в античности традиция возведения триумфальных арок (ворот – в русском понимании) в память важных побед и событий в истории государства.

В XVIII столетии в России практически все триумфальные ворота возводились из дерева, украшались резьбой, росписями, позолотой. Известно множество их изображений в гравюре, рисунках и живописи, но сами они, со всеми деталями, ушли в Лету, не простояв и нескольких десятилетий.

Уникальным произведением второй половины XVIII века, одним из немногих (а может быть, единственным) сохранившихся памятников такого рода является панно, написанное в технике гризайли художниками М.А. Казаковым и И.И. Сержанцевым, хранящееся в Тверской областной картинной галерее. Оно украшало Триумфальные ворота в Твери, возведенные в 1787 году на Полуциркульной площади благодарными жителями города к приезду императрицы Екатерины II.

Владимир Иванович Колосов, хранитель Тверского музеума и товарищ председателя Тверской ученой архивной комиссии, в своей книге, вышедшей в революционный 1917 год, привел описание этого сооружения: «Ворота были установлены деревянные. Колонны и пилястры ворот были расписаны под мрамор. На воротах были помещены две картины в красках и четыре «в виде барилиев под гипс» (то есть в виде гипсовых барельефов – В.Б.). Над воротами были помещены на обрезных досках восемь статуй, четыре фигуры трофей и четыре фигуры сидящих женщин с трубами. На самом верху ворот был помещен тверской герб. Над аркою с обеих сторон были помещены четыре фигуры в виде Славы с трубами. Над четырьмя калитками были сделаны надписи вызолоченными словами».

В 1797 году, перед приездом вступившего на престол императора Павла I ворота были спешно разобраны. Отдельные фрагменты были «прибраны во удобнейшие места». Однако за прошедшие два с лишним столетия даже их след затерялся. Находящееся в галерее панно – единственное, что сохранилось от былого великолепного убранства триумфальных ворот. Это произведение в аллегорической форме прославляет просвещенного монарха, жертвующего своим покоем ради блага государства и подданных. На полотне Екатерина II изображена стоящей у жертвенника Юпитера и бросающей на него цветок мака. От уст Юпитера, находящегося в глубине на облаках, к фигуре императрицы идет надпись: «Tы радование и слава мое», подчеркивающая идейное содержание картины. Причем, самое интересное, надпись дана в зеркальном отражении. Это своеобразный архаический отголосок «обратной перспективы», свойственной древнерусской живописи. Персонажи обращаются к зрителю… Всё сходится в нем…

Около ста лет картина в плачевном состоянии находилась в запасниках, более десяти лет ушло на реставрацию, но теперь ее можно не просто увидеть, а посмотреть глазами человека XVIII века: она «парит» высоко в пространстве, как раньше на Триумфальных воротах…