«Девушка с клеткой»
Когда думаешь о художнике Тышлере…, являются мысли о том, что существуют чудеса,
тайные миры, откуда спускается гений на нашу всё более равнодушную, унифицированную и в событиях, и в личностях землю…
Наталья Нестерова
Творчество Александра Григорьевича Тышлера (1898–1980), известного советского художника, нельзя соотнести совершенно точно ни с одним из направлений изобразительного искусства, ведь в нем, по мнению исследователей, прослеживаются черты многих художественных течений: «элементы кубизма, импрессионистическая туманность, символическая неопределенность, контрастность экспрессионизма, лаконичность примитивизма».
Используя различные приемы, в той или иной мере относящиеся к одному из «измов» XIX–XX веков, Тышлер создавал свои произведения в уникальном и узнаваемом стиле, которому был верен до конца дней своих. Будучи в первую очередь человеком театра, который работал с известнейшими театральными деятелями (Мейерхольд, Завадский, Таиров, Михоэлс, Черкасов) и оформил более 100 спектаклей, он не менее известен сегодня как живописец, автор станковых картин. Богатое наследие этого «чрезвычайно цельного художника, который сумел через всю творческую жизнь пронести свою неповторимость, приумножив ее и придав ей характер пластического знака отличия», достаточно широко представлено в российских музеях, и одно из полотен – «Девушка с клеткой» – можно увидеть в Тверском императорском дворце.
Написанная в 1929 году, эта картина стала одной из первых работ художника, которая вошла в известный цикл «Прекрасные дамы». На протяжении нескольких десятков лет Александр Тышлер являл миру женские лики, главной общей особенностью которых были причудливые прически и необычные головные уборы в виде различных конструкций: девичьи головы в каждом из произведений венчают карусель или корабль, ярмарка или театральная сцена, поднос с горящими свечами или городская улица; нередки были портреты дев с натюрмортами на головах, представляющими собой накрытый разнообразной снедью стол.
Изображенные героини всегда безымянны, их образы, называемые исследователями «женскими образами-музами Тышлера», являются собирательными и идеализированными и представляют один из своеобразных канонов творчества художника. В частных беседах мастер признавался, что «подобные мотивы он изобретал для пластического обогащения изображаемых фигур» и вдохновение черпал в ренессансных портретах, где «архитектоника образов очень часто диктовалась конструкцией головного убора».
Каждое из произведений Александра Тышлера погружает зрителя в атмосферу театрализованного действа и является, по сути, своеобразным фрагментом, из множества которых складывается пазл удивительного внутреннего мира художника. Объединенные общим композиционным и цветовым решением, но несущие в себе разные идеи, работы Тышлера отсылают зрителя к известной строке Уильяма Шекспира «весь мир – театр…», спектакли по пьесам которого мастер оформлял в 1933–1935 годах («Король Лир», «Ричард III»). Конечно же, многие годы, отданные художником сценографии, не могли не повлиять на его мироощущение и авторский стиль – персонажи на полотнах Тышлера напоминают актеров в гриме и театральных костюмах или марионеток, ждущих начала действа, а истории, разворачивающиеся в сюжетных картинах мастера, – сцены из спектакля.
Не является исключением и тверская «Девушка с клеткой»: изображенная дева помещена в художественное пространство, похожее на театральную сцену, обрамленную драпировкой-занавесом. Лицо-маска, застывшее и безучастное, с опущенными вниз глазами, длинная тонкая шея, ниспадающий с клетки на плечо фрагмент ткани, вызывающий у зрителя воспоминание о древнегреческих хитонах, формируют образ античной скульптуры, а статичность и монументальность фигуры усиливают это ощущение. И лишь запертая в клетке птица на голове, похожая на щегла или канарейку и символизирующая душу девушки, кажется необыкновенно живой – художник добивается этого впечатления яркими мазками краски, выделяющимися в общем колористическом строе картины.
Этот условный портрет всё же можно сопоставить с конкретной личностью – первой женой художника, его музой и моделью Анастасией Степановной Тышлер (Гроздовой). По воспоминаниям дочери художника, Беллы Тышлер, Анастасия, «…женственная, с хорошей фигурой, во всем была скромна, интеллигентна и, без какого-либо образования, очень тонко разбиралась в живописи. С огромным чувством самообладания и безумно любя отца, она смогла сохранить свою безмерную любовь к нему и прожить с ним очень трудные сорок с лишним лет жизни». Образ, созданный Александром Тышлером в «Девушке с клеткой», в котором сочетаются отстраненные черты древнегреческой коры и выразительное воплощение птицы в клетке, как нельзя лучше передает человеческие качества Анастасии Степановны Тышлер (1888–1963), женщины тихой и надежной, с горячим, живым, полным любви сердцем.
В эссе присутствуют цитаты из следующих книг и статей, посвященных жизни и творчеству художника:
Александр Тышлер и мир его фантазии. К 100-летию со дня рождения. Каталог выставки. Москва. ГАЛАРТ, 1998 г.
К.А. Светляков. Александр Тышлер. Москва. Арт-родник, 2007 г.
Е.А. Казакова. А.Г. Тышлер. Портрет дамы. 1960 г. (электронный ресурс http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ff6cda6f-7092-40ef-82f8-34681dec37d4/Tishler.Petrushka-opis.htm)
Белла Тышлер. Мой отец – великий Тышлер. К 120-летию со дня рождения Александра Тышлера. Семь искусств, № 6 (электронный ресурс https://litbook.ru/article/11809/
Спонсоры рубрики:
Айдемир Алискантов
Якуб Алиев