«Семейный портрет»

«Я очень любил изображать солнечный свет и радостное ощущение жизни,
связанное с созвучными яркими красками…»
А.В. Моравов

Александр Викторович Моравов, впервые приехав на Удомельскую землю в 1902 году, проникся ее красотой, и «с тех пор жизнь удомельских крестьян, ее ландшафты часто были темой его картин». Родившись в семье земского врача и проведя детство в украинском селе, Моравов до конца дней своих сохранил любовь к деревенским просторам и укладу жизни: «он не любил город и никогда не упускал возможности хоть на несколько дней выбраться из него в деревню». Озерный край настолько увлек художника, что несколько лет, работая преподавателем художественно-полиграфической школы, организованной при издательстве И.Д. Сытина, он проживал первую половину недели в Москве, обучая учеников рисунку, акварели, композиции и графике, а вторую – на удомельских озерах, полностью отдаваясь творчеству, и частые эти переезды нисколько не тяготили его.

После Октябрьской революции Моравов вместе с семьей из Москвы переехал в расположенную на берегу озера Удомля усадьбу Гарусово – родовое имение известного русского военачальника графа Алексея Андреевича Аракчеева – оформив в аренду часть гарусовского дома и участка земли. Тут, в «теплом и уютном доме, с одной стороны к которому примыкал старый запущенный парк, а с другой – засаженный молодыми березами двор», художник с супругой Еленой Николаевной Моравовой и сыном Алексеем прожил более десяти лет, изредка и на короткое время выезжая в Москву. Здесь же им было создано множество работ, часть из которых хранит Тверская областная картинная галерея.

Одно из лучших произведений художника – «Семейный портрет» – написанный Александром Викторовичем Моравовым в 1918–1919 годах, экспонируется в разделе русского искусства начала ХХ века в Тверском императорском дворце и неизменно привлекает внимание посетителей. На красочном полотне запечатлена залитая светом терраса гарусовского дома, на которой возле круглого стола, украшенного букетом сиреневых и лиловых цветов, художник изобразил жену и сына, увлеченных чтением книги. Солнечные блики, создающие игру света и тени в художественном пространстве картины, приводят к живописному единству всё красочное богатство полотна и вызывают у зрителя радостное, светлое настроение.

Написанная в переломные послереволюционные годы, эта картина является своеобразным гимном жизни, воспевающим ее простые радости и вечные ценности. Остановленное кистью более века назад мгновение, в котором исполненные художником образы любимых людей символизируют семейное счастье, завораживает и сквозь годы наполняет созерцателя теплом лучезарного дня и родительской любви. И на миг отрешившись от действительности, можно представить себе, как элегантная Елена Николаевна, окончив очередной сеанс позирования, не спеша проходила вглубь дома, садилась за купленный в бывшем имении Островно старинный рояль и играла этюды любимого Шопена, а Александр Викторович с четырехлетним Лелей (так звали в детстве Алексея Моравова родители и друзья), расположившись возле, слушали чарующие звуки, постепенно стихающие в уютных комнатах старого усадебного дома…

В эссе присутствуют цитаты из воспоминаний сына художника Алексея Александровича Моравова: http://starina.tverlib.ru/us-0081.htm

Спонсоры рубрики:

Айдемир Алискантов

Якуб Алиев