«Студенческий натюрморт»

Натюрморт – удивительный жанр, и, говоря о нем, можно не только выделить его эстетические и художественные особенности, но и попробовать расшифровать скрытые в нем символы, постараться понять, почему художник обращается именно к этим предметам, изображает ту или иную вещь в компании с другими. Часто натюрморты таят в себе скрытые смыслы, заложенные в них автором, и представляют собой своего рода игру со зрителем, в которой человеку созерцающему предлагается увидеть и прочитать помещенное в художественное пространство картины послание. Нередко произведения этого жанра, несмотря на общепринятое мнение об их бессюжетности, всё же могут рассказать заинтересованному и внимательному зрителю некую историю.

«Студенческий натюрморт», написанный народным художником России, известным карельским скульптором, живописцем и сценографом Лео Фомичом Ланкиненом (Лангиненом) и экспонировавшийся в 1957 году на Международной выставке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, является, вероятно, своеобразным воспоминанием автора о студенческих годах (1950–1954), проведенных им в стенах Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. К слову, Лео Ланкинен, обучавшийся скульптуре и более известный среди художников, искусствоведов и почитателей изобразительного искусства именно как мастер скульптурного портрета, в период с 1957 по 1959 год посвятил себя живописи и сказал таки свое неповторимое слово, отдав предпочтение жанру натюрморта и став, по сути, «его родоначальником в профессиональном искусстве Карелии 50-х годов» ХХ века [1].

В каждом из созданных Лео Фомичом произведений о тихой жизни вещей чувствуется присутствие человека в изображенном микрокосме. Яркая по цвету, не лишенная декоративности живопись Ланкинена осязаемо передает предметный мир, а через него и внутреннее состояние человека, кому запечатленные предметы принадлежат. Его натюрморты, которые по художественным свойствам опередили свое время и были во многом новаторскими, вызвали неоднозначную, а подчас и резкую реакцию критиков: именно за «Студенческий натюрморт», упоминаемый Ланкиненом в автобиографии как «Студенческий ужин» [2], художник был обвинен в «формализме западного толка». «Если я чего-то добился в живописи, то это получилось как-то сразу, возможно, сказалось то, что здесь мне не пришлось преодолевать ни штампов, ни канонов, так как этим вещам я не учился, к счастью», – писал мастер о своем живописном опыте [2]. Вероятно, именно поэтому его натюрморты, неповторимые по манере письма, по своей образной и композиционной структуре [1], вполне современно смотрятся и сейчас, в XXI веке, радуя зрителей своей красочностью и гармоничностью. Еще одной особенностью натюрмортов Лео Ланкинена можно назвать стремление художника выразить определенную мысль через композиционно решенное сочетание нескольких предметов, которое тщательно продумано и позволяет живописцу раскрыть замысел и идейное содержание картины. В данном контексте не является исключением и «Студенческий натюрморт», содержащий в себе два нарративных пласта: явный и скрытый.

Исследуя явный пласт визуального повествования, можно совершенно определенно сказать, что на картине изображен быт советского студента. Мы видим расположенный диагонально, накрытый однотонной скатертью стол с приставленными к нему с одной стороны стулом, а с другой – железной кроватью, на котором расположены различные предметы: стакан, кружка «в горох», чернильница, стеклянная банка, тетради и книги, ручка и карандаши. Центром композиции является бутылка зеленого стекла, в которой стоит пара веточек сирени с распускающимися листьями, и нехитрая снедь, весьма характерная для ужина студента 50–70-х годов ХХ века: ржаной хлеб, соленая килька и кусковой сахар к чаю. Присутствие невидимого персонажа картины – студента – ощутимо зрителем по ряду признаков: во-первых, это брошенный на край стола кусочек хлеба, отломанный от буханки; во-вторых, сиротливо лежащий на краю промасленной бумаги хвостовой плавник уже съеденной кильки, и в-третьих, крышка, снятая с чайника и оставленная отошедшим от стола, скрытым от зрителя персонажем картины, желающим дополнить свой скромный обед чашкой чая. Утолив первый голод (съев рыбу и надкусив отломанный хлеб), сняв крышку с металлического чайника и отложив ее, герой обнаружил в чайнике отсутствие воды и отошел, чтобы наполнить его. Беспорядок на столе (книги, разложенные в разных углах стола, разбросанные карандаш и ручка, чашка, расположившаяся на книгах, тетрадь и карандаш, вложенные в «Капитал» Карла Маркса), говорит о том, что студент готовится к занятиям и, проголодавшись, отвлекся на то, чтобы перекусить. Ветки с распускающимися листьями свидетельствуют о времени года, в котором происходит повествование в натюрморте, – это ранняя весна.

Потаенный смысл визуального рассказа открывается зрителю, если сопоставить время создания картины (1957 год), произошедшее накануне историческое событие (доклад Никиты Сергеевича Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года «О культе личности и его последствиях») и изображение веток с едва распустившимися листочками, символизирующее наступление весны, которое может быть соотнесено с наступлением хрущевской оттепели. Становится понятно, что за повествовательным пластом произведения скрывается смысловое содержание, заложенное автором натюрморта и заключающееся в надежде на положительные изменения в жизни страны.

Написанный в самом начале творческого пути художника и совпавший по времени создания с происходившими на тот момент долгожданными историческими переменами, «Студенческий натюрморт», несмотря на будничность сюжета и сдержанный колорит, несет в себе радостное настроение и является одним из первых произведений – вестников хрущевской оттепели. Ветка дерева встречается еще в нескольких натюрмортах, созданных Лео Ланкиненом в 1957–1959 годах, ее можно рассматривать и как символ этого короткого, но яркого периода истории СССР, и как своеобразие мироощущения мастера: по воспоминаниям дочери художника Леены Леовны Лангинен, в конце зимы, когда коммунальные службы массово стригли деревья в Петрозаводске, Лео Фомич всегда приносил домой подобранные срезанные ветки и расставлял их по вазам и банкам, отчего очень скоро дом наполнялся запахом клейких, только что распустившихся листьев. Попробуем и мы при взгляде на картину ощутить тонкий аромат грядущей весны с ее радужными надеждами и солнечными планами на лучшее будущее!

 

При написании эссе автор опирался на материалы следующих источников, посвященных жизни и творчеству художника:

  1. Скульптор Лео Ланкинен. Петрозаводск. ПетроПресс. 2003 г.
  2. Автобиография Лео Фомича Ланкинена. Виртуальная энциклопедия художников Карелии: http://www.virtcatalog-rk.ru/lankinen/avtobiografiya-lankinen/
  3. Лео Ланкинен. Каталог персональной выставки. Музей изобразительных искусств Карельской АССР. 1966 г.

Спонсоры рубрики:

Айдемир Алискантов

Якуб Алиев