«В мастерской»
Картина «В мастерской» Валерия Ватенина (1933-1977), художника ленинградской школы и одного из ярких представителей «шестидесятников», является примером особого типа произведений с многоступенчатой сюжетной канвой и написана живописцем в им же названном изобразительном стиле «синтетического реализма», который сделал возможным для мастера ярко и искренне выражать представления о смысле жизни и творчества, о макрокосме и месте человека в нем. В композиции плоскостно решенного произведения соединены пейзаж, портрет, натюрморт и интерьер, позволяющие зрителю увидеть и «прочесть» несколько уровней визуального повествования.
Первый уровень представляет пространство картины, кажущееся обычной комнатой и наполненное атрибутами творческой жизни художника: это и палитра, прислоненная к батарее, и расположившиеся на полке ваза с кистями и банки с красками. Делящие визуально пространство пополам и исполненные контрастным по отношению ко всей гамме темно-коричневым цветом часы-ходики, чей маятник запечатлен художником в момент движения (он изображен отклоненным от вертикальной оси), являются одновременно и предметом интерьера, возможно действительно находящимся в мастерской художника, и признаком времени. Парадоксальность же, заключающаяся в отсутствии циферблата в изображенных часах, позволяет сделать предположение о присутствующем в пространстве картины и выраженном подобным образом мотиве вечности как философской категории.
Второй уровень выражен в противопоставлении расположившихся в правой и левой частях картины двух окон, в одном из которых зрителю явлен день, а в другом – ночь. Женщина, сидящая на диване с раскрытой книгой, возможно, читает, а возможно, и спит – изображение ее прикрытых глаз позволяет сделать подобные предположения. И тогда день и ночь в правом и левом окне, а также изображенные дома, принадлежащие, судя по скошенности их крыш, одному пространству, являют собой в картине мотив «рассказа в рассказе» и интерпретируются как разворачивающееся повествование в книге, которую читает женщина, либо как длящийся сон, который она видит.
Третий уровень обозначен стоящими на подоконнике кистью в стакане, похожей на горящую свечу, и осколком зеркала с отраженным в нем мужским лицом, отсылающими зрителя к голландскому натюрморту XVII века в стиле «vanitas», в котором свеча и зеркало были частыми в составе изображаемых предметов. В символике этого типа натюрмортов свеча означала тщетность всего земного и вечность надмирного, а также душу человека, что в данном случае символизирует кисть как предмет, с помощью которого художником создается «светлое и вечное». Зеркало несет в себе два значения: во-первых, во многих культурах оно трактуется как граница между мирами, в данном случае оно представляет границу между миром обыденности и миром творчества; во-вторых, отраженное в нем мужское лицо дает основание нам предположить, что в этом произведении оно означает автопортрет художника, т.е. подобным образом живописец визуализирует себя как действующего персонажа картины, который по ту сторону изображенного пространства как бы наблюдает за происходящим в мастерской.
Синтез всех трех уровней делает возможным трактовать данное произведение как аллегорию вечности творческой жизни и говорить о репрезентации мастерской художника как особого мира, в котором соединяются мир реальности, выраженный плоскостью повседневности мастерской и человеком и предметами, в ней находящимися, и мир творчества, представленный плоскостью окон и зеркала с изображенными в них пространством рассказа/сна и автопортретом живописца. Особенный оттенок в восприятие произведения привносит знание о том, что жизнь Валерия Ватенина трагически оборвалась, когда художнику было всего лишь 44 года: как будто бы мастер, запечатлевший себя в произведении, продолжает свой жизненный и творческий путь по ту сторону холста, иногда вглядываясь в созерцателя, остановившегося напротив его произведения.
Спонсоры рубрики: Айдемир Алискантов
Якуб Алиев