«Вечер»

«… А бывало так: сидим большой компанией летом на террасе дачи вокруг стола, горит под желтым абажуром лампа, у кого-то в руках гитара, кто-то поет, Коровин в стороне пишет…» Этот сюжет, описанный в воспоминаниях актрисы театра и кино Н.И. Комаровской о самом ярком представителе русского импрессионизма Константине Алексеевиче Коровине (1861–1939), можно увидеть в произведении художника, представленном в постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи.

Признанный современниками еще на рубеже XIX–XX веков, Константин Коровин, несмотря на непростой жизненный путь, всегда стремился писать «отрадное». На формирование творческого метода художника, которое пришлось на период обучения мастера в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в конце 1870-х – начале 1880-х годов – в самом на тот момент передовом в России художественном учебном заведении, основанном на средства меценатов и не зависящем от официальных государственных учреждений, что, несомненно, благоприятствовало возникновению и развитию новых живописных веяний, – оказали влияние такие известные мастера, как А.К. Саврасов и особенно В.Д. Поленов. У них он обучался в пейзажном классе, где царили вдохновение и свободное творчество, способствовавшие рождению новой художественной эстетики. Именно Поленов, по воспоминаниям самого Коровина, увидел в его живописи импрессионистическое начало, еще не осознаваемое молодым художником как таковое, но уже ярко проявляющееся в этюдах и пленэрных работах.

«Вы импрессионист? Вы знаете их?» – «Нет, – ответил я. – Не знаю ни одного»… Тогда он (В.Д. Поленов) стал говорить нам об импрессионистах…»

Этому проявлению способствовала и импульсивная натура самого Константина Алексеевича, живого и открытого человека, влюбленного в природу и красоту окружающего мира и через свое творчество эмоционально прославляющего радость бытия. Непосредственная передача натуры, основанная на мгновенности зрительного впечатления и являющаяся главным принципом импрессионизма, в полной мере проявлялась в произведениях Коровина на протяжении всей его долгой художественной жизни. Живописные произведения, вышедшие из-под кисти мастера, создавались быстро, в два–три сеанса, передавая ощущение сиюминутности мгновения, застывшего в красках на холсте.

«Вечер», датируемый 1917 годом, написан живописцем в последний его приезд в Крым, на вилле «Саламбо», построенной по проекту самого Коровина в 10-х годах ХХ века и названной им так в память о работе над декорациями к одноименному балету по роману Г. Флобера, время создания которых совпало со строительством дачи. «…В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом … Туда ко мне приезжали гости, мои приятели – художники, артисты – и многие всё лето гостили у меня… Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море…» Присутствие гостей на вилле создавало оживленную обстановку, не всегда способствующую работе художника, но, несмотря на это, Константин Алексеевич много времени посвящал живописи, и «ни сон, ни отдых не могли нарушить лихорадку вдохновения». В своих воспоминаниях супруга художника-декоратора Г.И. Голова, постоянного соавтора Коровина по оформлению сцен императорских театров, пишет, что мастер брался за кисти и краски утром, днем и вечером, меняя холсты, когда менялся свет, и «так, пока он жил в Гурзуфе, проходил почти каждый день».

В один из таких дней, видимо, и создан «Вечер», являющийся образцом свободного эскизного письма и особой «коровинской» картины, в пространстве которой наблюдаются и жизненная непосредственность изображаемых персонажей и предметов вместе с одновременной их декоративностью, и смешение жанров, характерное для работ живописца 1910-х годов. Результатом этого смешения становится погружение человеческих фигур, вещей и цветов в эмоционально воздействующую на зрителя среду пейзажа и интерьера или размещение их на границе этих двух жанров – у раскрытых дверей и окон. Написанное широкими фактурными мазками полотно создает атмосферу суаре и непринужденного общения знакомых и интересных друг другу людей, частью которых зритель может себя почувствовать. Персонажи картины – это не только молодые мужчина и женщина, играющие импровизированный концерт, но и букет цветов, притягивающий к себе взгляд своей разнообразной и яркой цветовой палитрой. Увлеченный в то время жанром натюрморта, Коровин чаще всего писал цветы: любимые розы. Константин Алексеевич сам составлял букеты для каждой комнаты своего дома и тщательно подбирал к ним вазы и кувшины, богатая коллекция которых была привезена им в Гурзуф.

Несмотря на темный колорит произведения, в нем нет тягостного предчувствия надвигающихся страшных перемен, которым суждено случиться через несколько месяцев. У человека созерцающего наряду с изумлением рождается ощущение причастности к происходящему – если, всматриваясь в картину, постараться отстраниться от действительности, то можно услышать запахи и звуки южного вечера: аромат распустившихся роз, шум морского прибоя и стрекот цикад, доносящиеся из раскрытой на террасу двери, переборы гитарных струн, льющиеся из-под пальцев изображенной девушки, прототипом которой, вероятнее всего, является Надежда Ивановна Комаровская, близкий друг и одна из любимых моделей Константина Коровина. И лунный свет, наполняющий пространство картины своеобразным мерцанием и тем оживляющий ее, окончательно уверяет зрителя в высшей степени мастерства художника, который виртуозно смог запечатлеть очарование момента, давно канувшего в Лету.

«Вечер», 1917 г., холст, масло, 88 х 67,5


В эссе присутствуют цитаты из следующих книг, посвященных жизни и творчеству художника:
1.      Комаровская Н.И. О Константине Коровине. – Л.: Художник РСФСР, 1961.
2.      Гусарова А.П. Константин Коровин: Путь художника. Художник и время. – М.: Советский художник, 1990.
3.      Константин Коровин вспоминает. – М.: Изобразительное искусство, 1990.

 

Спонсоры рубрики: Айдемир Алискантов
Якуб Алиев