Чашка мануфактуры Шёльшера
В музеях иногда встречаются фарфоровые чашки замечательного качества, с прекрасным декором, изысканной формы, но с трудночитаемыми марками. Это обстоятельство превращает предмет в загадку, которую хочется непременно разгадать. В результате исследовательской работы научных сотрудников музеев вещи начинают рассказывать о себе. Так в Тверской картинной галерее раскрылась тайна изящной чашки французской фарфоровой мануфактуры Марка Шёльшера (1766–1832), созданной в начале XIX века. Трудность атрибуции и изучения таких предметов заключается в том, что исследователи, как правило, уделяли внимание фарфору Севрской королевской мануфактуры. О частных предприятиях известно мало, хотя их продукция была популярна в Росси в XIX столетии.
С 1740-х годов монополистом в производстве фарфора во Франции была Королевская мануфактура в Севре. Другие фарфоровые и фаянсовые мануфактуры не имели права использовать золотой фон, делать скульптуры и вазы выше 46 см, переносить живописные картины на предметы. Всё изменилось в 1770 году в результате ослабления законов, защищающих эту монополию. К началу XIX века в Париже и окрестностях появилось около 30 частных фарфоровых предприятий, которые открывали свои магазины на центральных улицах Парижа.
Фарфоровая мануфактура Марка Шёльшера работала с 1798 по 1834 год, имела магазин на Итальянском бульваре, который на протяжении XIX века был местом встреч элиты Парижа. Продукция предприятия высоко ценилась, пользовалась большим успехом и была весьма дорогой для своего времени. На французской промышленной выставке 1819 года, где фарфор Шёльшера был удостоен серебряной медали, отмечалось: «Мануфактура г-на Шёльшера одна из самых значительных в Париже. В его магазине – один из лучших ассортиментов в столице». На предметах изображались виды Парижа, французские замки, жанровые картины европейских мастеров. Наибольшим успехом пользовались сюжеты из фламандской живописи. У Жозефины, жены Наполеона Бонапарта, были кувшин для воды и миска мануфактуры Шёльшера с фламандскими бытовыми сценами. Чашка с подобной сценой замечательного фарфорового предприятия хранится в картинной галерее. Она датируется 1810-ми годами – временем расцвета мануфактуры, когда фарфоровые изделия становятся изысканными игрушками, которые можно получить в подарок к празднику. В этот период придумано много новых форм, в декоре стало широко использоваться золото.
На чашке, орнаментируемой золотом, вызолоченной внутри, в золотом резерве помещено изображение мужчины и женщины, сидящих за столом. Мужчина угощает женщину вином, сверху из окна под потолком за ними наблюдает пожилая женщина. Источниками сюжета являются картина Давида Тенирса Младшего (1610–1690) «Сцена в кабачке» (1640-е) и выполненная по живописному оригиналу гравюра Жак Филиппа Леба (1707–1783) «Ревнивая жена» (оба произведения хранятся в Государственном Эрмитаже). Выше уже говорилось о популярности сюжетов из фламандской живописи на фарфоре.
Давид Тенирс Младший – выдающийся фламандский живописец и рисовальщик, пользовался при жизни славой, был востребованным художником благодаря таланту и невероятной работоспособности. Его привлекала повседневная жизнь фламандцев XVII века: их будни и праздники, незамысловатые развлечения в кабачках. Сюжеты произведений Тенирса занимательны, шутливы, развлекательны. К своим персонажам он относится с оттенком добродушной иронии, но в то же время в них присутствует нравоучительный элемент. В изображенных сценах всегда можно было уловить скрытый смысл, поучительный момент, что было характерно для изобразительного искусства того времени, когда всё было пронизано скрытой символикой. Перед такими полотнами зритель не скучал.
Так, сам процесс угощения женщины вином (причем стоит заметить, что мужчина не пьет) символизирует соблазн, обольщение. Вино здесь говорит о плотских, земных удовольствиях, кувшин – о чревоугодии, бокал-рёмер с вином в руках женщины на гравюре символизирует искупительную жертву Христа. Иными словами, люди, предаваясь праздности и развлечениям, должны не забывать о суетности земных удовольствий и кратковременности наслаждений. Детали, намекающие на грехи человеческие, хотят предостеречь людей от излишеств и призывают к умеренности. На гравюре над головой женщины, наблюдающей сцену, сидит сова, которая могла символизировать как мудрость, способность видеть всё, что не могут увидеть другие, так и глупость и невежество из-за своего ночного образа жизни.
Наша чашка не только превосходного качества – она интересна для рассматривания и удобна в использовании. Форма с отогнутым краем борта не позволяет во время употребления напитков попасть каплям на внешнюю поверхность и нарушить им эстетический вид предмета. Можно говорить, что чашка перекликается с картиной Давида Тенирса не только сюжетом, но и золотым орнаментом: в период создания полотна светло-золотистый тон был характерен для произведений художника.