Дивная птица

Ты горишь, как багровый, как темный,
как желтый, весь согретый изменчивым золотом…
Константин Бальмонт

Среди памятников декоративного искусства эпохи Серебряного века, подарившего России великое наследие живописи, архитектуры, литературы и поэзии, особое место занимает удивительная «Птица-пеликан», в свое время восторженно воспринятая критикой и публикой. Нам хотелось бы напомнить любителям искусства об этом произведении, поскольку его редко можно встретить в музейных и частных коллекциях.

Эту вещь, бесспорно, можно назвать уникальной, и она является одним из наиболее раритетных образцов коллекции кузнецовского фаянса Тверской областной картинной галереи. Декоративная ваза «Пеликан» обрела возможность занять свое достойное место в постоянной экспозиции Тверского императорского дворца после длительной и сложной реставрации.

Существенно важным представляется то, что создана она по модели великого русского художника Александра Яковлевича Головина (1863–1930). Крупнейший представитель искусства эпохи рубежа веков Александр Головин более всего известен как живописец, график и театральный художник. «Александр Яковлевич был многогранным художником: он мог соорудить костюм, расписать ткани, спроектировать мебель и создать керамическое панно. Также он создал ряд портретов своих друзей, коллег и выдающихся театральных деятелей. Его замечательные натюрморты с фарфором и цветами демонстрируют мастерское владение кистью в изображении различных фактур и поверхностей», – писал о нем Александр Бенуа, его современник и друг, известный художник, историк искусства и автор многих критических статей на темы художественной жизни своего времени.

Александр Головин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были великие живописцы Василий Поленов, Илларион Прянишников и Владимир Маковский. Он был близок Абрамцевскому кругу художников, в который входили такие прославленные мастера объединения «Мир искусства», как Михаил Врубель, Валентин Серов, Илья Репин, Марк Антокольский, Михаил Нестеров и др. В этом неформальном сообществе лучших представителей русской интеллигенции, собиравшемся в усадьбе известного мецената Саввы Морозова, готовились к открытию выставок, обсуждались решения сценографических приемов и театральных костюмов, а также шли горячие споры о развитии новых путей русского искусства начинающегося ХХ века.

В 1898 году Головин посетил Испанию, где с интересом изучал технологию и секреты национальной керамики. В соавторстве с Михаилом Врубелем он начинает работать в Абрамцевской гончарной мастерской. Здесь были созданы великолепные майоликовые панно, в том числе и для оформления фасадов известной московской гостиницы «Метрополь». В 1900 году совместно с Константином Коровиным Александр Яковлевич был приглашен для создания экспозиции Кустарного отдела («Русской деревни») на Всемирной выставке в Париже. Представленный проект русских художников был принят восторженно и награжден престижными наградами – золотой и серебряной медалями – за изделия декоративно-прикладного искусства из майолики.

Один из наиболее прогрессивных промышленников, владевший многочисленными фарфорово-фаянсовыми центрами по всей России, Матвей Сидорович Кузнецов, по всей очевидности, на одном из просмотров увидел в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище и особо выделил среди прочих по художественным достоинствам вазу «Пеликан» авторства Головина. Он включил ее в ассортимент уже прославленной собственной фабрики в Тверской губернии сначала в качестве штучных экземпляров, а затем – в малой серии. Стоит отметить, что подобные вещи, созданные по моделям известных мастеров и имеющие высокий художественный статус, не входили в реестр массовой продукции, выпускаемой большими тиражами, поэтому их можно считать истинными раритетами.

В искусстве эпохи Серебряного века отношение к иносказанию, мифу и легенде было весьма существенным, поэтому художники в своем искусстве часто обращались к сложной символике, насчитывающей тысячелетнюю историю. Традиционно для многих народов пеликан является воплощением и символом самопожертвования. Его образ известен из средневековой христианской литературы, где часто упоминается о птице-пеликане, живущей в долине Нила и оберегающей своих птенцов от ядовитых змей. Также эта экзотическая птица олицетворяет собой жертвенную любовь родителей к детям. На протяжении нескольких столетий изображение пеликана сознательно включалось в композиции многих родовых, личных и некоторых государственных гербов, что можно расшифровать как геральдический знак проявления заботы высшей государственной власти о своих подданных.

Ваза «Пеликан», которую можно увидеть в Тверском императорском дворце, выполнена в виде стилизованной фигуры плывущей птицы. Строгие обобщенные линии вазы напоминают силуэт традиционной старорусской братины-ковша: использование элементов и пластики национальных форм и декора питало вдохновение многих художников рубежа XIX–XX веков. Выразительное пластическое решение, мягкие моделировки и плавные рукотворные формы дополнены деликатными рельефными разделками и изумительным по своей насыщенности благородным цветом темно-вишневой глазури. Для большего эффекта художником использованы матовое золочение и мерцающий люстр, что воссоздает ассоциацию восприятия материала как драгоценного камня.

Работы Александра Головина, одного из самых ярких представителей русской художественной школы конца XIX – XX столетия, считаются гордостью любого музейного собрания. Декоративная скульптура «Пеликан», выполненная по модели этого мастера, демонстрирует еще одну грань его блистательного таланта.