Фарфоровый Санкт-Петербург

Фарфор завода Батенина узнаваем среди изделий других частных предприятий России. В первой четверти XIX века его продукция была очень популярной, а уже в конце столетия стала объектом коллекционирования.

Фарфоровый завод купца Филиппа Сергеевича Батенина начал работать в 1814 году. Он располагался в Петербурге, на Выборгской стороне, на берегу Большой Невки, в переулке, который позже назовут Батенинским (сегодня это улица Александра Матросова). Ранее его основатель занимался торговлей привозной фарфоровой посуды «из чужих краев». Здание завода было приобретено у купца Девятова. Завод был небольшой, так как в те времена не полагалось размещать в столице и ее окрестностях предприятия, требующие «большого количества дровъ или великого числа рукъ». Батенин приглашал с других частных заводов скульпторов и художников, учеников из Императорского воспитательного дома, иностранных мастеров. К сожалению, их имена история нам не оставила. Благодаря предприимчивости купца дела на предприятии сразу пошли хорошо, и уже в марте 1818 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление: «…купец Батенин … открыл лавку на Невском проспекте, в доме, принадлежащем Казанской церкви, в коей продается фарфоровая посуда его завода…». К 20–30-м годам XIX века завод Батенина становится успешным предприятием, продукция которого пользовалась особым спросом. Свидетельством этому стала большая золотая медаль на I Всероссийской выставке мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге в 1829 году за хорошее качество продукции и дешевизну (стоит заметить, что старейший частный завод Гарднера получил малую золотую медаль, а Императорский фарфоровый завод – поощрение).

Ассортимент батенинских изделий был достаточно разнообразен: чайная и кофейная посуда, декоративные вазы, тарелки, кашпо, тазы и кувшины для умывания. Характерной чертой продукции была позолота: свободный от декора фон вызолачивался полностью, как снаружи, так и внутри предметов. Качество фарфора, яркая роспись, богатое золочение и умеренная цена привлекали покупателя. Продукция завода, изначально ориентированная на столичного потребителя, со временем стала пользоваться успехом в провинции и приобреталась в качестве петербургского сувенира. Особенно популярными стали декоративные вазы, которые можно считать гордостью предприятия.

Изящные, строго очерченной формы вазы подобны античным амфорам. Они царственно возвышаются на высокой ножке на квадратном основании и раскрываются колоколообразным венчиком. Как правило, собирались такие вазы из нескольких частей с помощью металлического штыря и шайбы. Темы росписи были разнообразны: цветочные и пейзажные мотивы, батальные и жанровые сцены, героические и аллегорические сюжеты. Но главными сюжетами были виды Петербурга и его пригородов. Можно сказать, что батенинский фарфор был «петербургским не только по происхождению и ориентации на столичный рынок, но и по тематике декора изделий».

Источниками изображений на фарфоре служили рисунки, акварели, гравюры известных граверов и литографов начала XIX века: И.В. Ческого, С.Ф. Галактионова, С.Е. Мартынова.

Стоит заметить, что архитектурный пейзаж на фарфоре отличается определенной спецификой. Живописцы завода старались, чтобы перенесенный с бумаги пейзаж был самостоятельным и связанным с формой предмета. И по этой причине мастера часто составляли сюжеты из разных источников (гравюра, литография, акварель), могли изменить передний план, иногда использовали лишь фрагменты. Роспись выполнялась только вручную. Наиболее популярными были изображения ансамбля Биржи, перспективы Невского проспекта, Александровской колонны и других сооружений, «определяющих лицо города».

Петербургские архитектурные пейзажи 1810–30-х годов на богато золоченом фоне можно видеть на вазах, представленных в залах Тверской картинной галереи.

Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова – один из главных в Петербурге. Созданный по проекту Тома де Томона, он завершил создание центральной части города, а здание Биржи «знаменовало собой расцвет, богатство и могущество приморской столицы». Биржа восхищала современников своими архитектурными достоинствами и прелестнейшим местоположением. Для росписи на одной из ваз использована гравюра И.В. Ческого «Вид на стрелку Васильевского острова и Биржу со стороны Невы».

Вид на Дворцовую площадь с Александровской колонной и арку Главного штаба открывается на другой вазе. Александрийский столп был воздвигнут на площади в 1834 году по проекту Огюста де Монферрана в честь победы русских войск под предводительством Александра I над армией Наполеона. Памятник поразил жителей города невиданным размером и величественностью. С момента открытия Александрийский столп, окутанный тайнами и легендами, стал источником вдохновения для поэтов и художников. Долгое время горожане думали, что Монферран ошибся в расчетах и колонна упадет. Архитектор каждый день гулял на площади, чтобы доказать, что его расчет верен. И он не ошибся. Уже 190 лет Александрийский столп возвышается на главной площади города, пережив множество исторических событий. Гравюра Л. Тюмлинга стала первоисточником изображения одного из главных символов Петербурга на фарфоре.

Загородные пейзажи А.Е. Мартынова перенесены на третью вазу. Его серию литографий «Виды Петербурга и его окрестностей», созданную в 20-е годы XIX века, называли «литографской поэмой в честь Петербурга». Изображая загородные дворцы и парки, художник отказывался от парадности, подчеркивал уединенную красоту природы. Одним из красивейших петербургских островов в то время считался Каменный. Каменноостровский дворец был любимой резиденцией императора Александра I. В его царствование весь двор жил на Каменном. Дворцовый сад был открыт для всех: «запрету не было ни мужику, ни барину». В начале XIX века остров активно застраивался дачами. Снимал дачу на Каменном и А.С. Пушкин. Принято считать, что летом 1836 года, снимая здесь дачу, поэт создал свои лучшие поздние произведения.

Другой любимой резиденцией Александра I было Царское Село. Он бывал здесь часто, особенно в конце своего правления. Именно по его приказу в 1811 году во флигеле Большого дворца был открыт Императорский лицей. Многие воспитанники этого высшего учебного заведения, среди которых был и Пушкин, оставили блистательный след в истории России. Вид на Царскосельский лицей со стороны Каскадного канала украшает другую сторону третьей вазы.

Писатель и путешественник д’Аленкур писал о Петербурге: «Разве город этот не населен одними лишь принцами, так как я тщетно ищу дома и вижу лишь дворцы!» И с этим нельзя не согласиться, рассматривая вазы завода Батенина. Но век «золотого фарфора», воспевавшего прекрасный город, оказался недолог. Пожар 1838 года на Выборгской стороне уничтожил деревянные постройки завода. Остатки продукции потом еще продавались, но возобновить свою деятельность завод так и не смог. Короткий век существования предприятия, небольшие объемы производства, финансовые трудности на определенном этапе – вот ряд причин, по которым батенинский фарфор стал редкостью. Его не часто встретишь на антикварном рынке, самые большие музейные коллекции насчитывают около 150 изделий предприятия. Уникальность продукции завода заключается в его художественных особенностях и малом количестве оставшихся произведений, которые на полном основании можно назвать раритетами.

Спонсоры рубрики:

Якуб Алиев