Глеб Садиков. «Охота на мамонта»

Среди лучших произведений Конаковского фаянсового завода имени М.И. Калинина, хранящихся в Тверской картинной галерее, выделяются работы Глеба Борисовича Садикова (1932 год рождения). Окончив Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (сегодня – Академия им. А.Л. Штиглица), в 1958 году Глеб Садиков начал работать художником-скульптором в художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода. Он принадлежал к яркому созвездию художников, пришедших на завод в конце 1950-х: В. Шинкаренко, Н. Коковихин, В. Сергеев, Г. Вебер, О. Белова, О. Гагнидзе. Молодые, талантливые, прекрасно образованные мастера были готовы к экспериментам, поискам новых форм и декоров в фаянсе, бережно сохраняя традиции этого прославленного предприятия. С их творчеством связан расцвет завода в 1960–70-х годах. В 1966 году о них сделал фоторепортаж известный советский фотограф и фотожурналист Юрий Абрамочкин.

Глеб Садиков проработал на заводе до 1967 года в созвучии с замечательной эпохой 1950–60-х, именуемой оттепелью. Это было время изменений в социальной и политической жизни страны, нашедших отражение в искусстве и культуре. В этот период наблюдался повышенный интерес к народному искусству и истории Древней Руси. В 1967 году в журнале «Советская культура» появляется серия очерков «Золотое кольцо», давшая название туристическому маршруту по Центральной России, который очень популярен до сих пор. Это были города (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) с «хорошо сохранившейся исторической застройкой, с интересной линией горизонта, образованной церквями и колокольнями». Начинает развиваться массовый туризм по русским городам. Среди памятников архитектуры XIV–XV веков в 1966 году снимается фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев», где в эпизоде был занят Глеб Садиков. Его итальянский гость в бархатных одеждах, наблюдающий за испытанием колокола, словно сошел с портретов флорентийских мастеров.

Тема, связанная с прошлым России, захватила и Садикова. Кажется, что его произведения не фаянсовые, а выполнены из камней, которые использовались при создании древнерусских храмов и скульптур. Художник создавал простые формы со стилизованным условным декором, пытаясь передать «общее впечатление» от изображаемого. Он стремился показать красоту и подчеркнуть высокое качество фаянса.

Работы молодого талантливого мастера были высоко оценены на отечественных и зарубежных выставках. В 1962 году на Международной выставке керамики в Праге декоративная скульптура «Охота на мамонта» и сервиз «Европейский» произвели большое впечатление и были отмечены серебряной медалью. При создании этих произведений Садиков использовал матовую «глухую» глазурь, делая их схожими с поверхностью камня.

«Смелый и несколько необычный прием был остроумно использован художником Глебом Садиковым в работе «Охота на мамонта». На темную плотную поверхность скульптуры мастер легким контуром нанес фигурки людей, вооруженных луками и копьями. Рисунок изображает один из эпизодов охоты и напоминает древние наскальные росписи…». Этим рисунком автор усиливает ощущение огромности мамонта. Кажется, что он высечен из скалы. После успеха скульптуры на выставке художник создал вариант мамонта для серийного производства: размер был значительно уменьшен, сцены охоты на туловище отсутствовали, декор был осуществлен потечной блестящей серо-синей глазурью. Получилось во многом новое произведение.

Не менее интересен в художественном исполнении сервиз «Серебряный», который после пражской выставки стали называть «Европейский». В результате смелого эксперимента с «вспененными» глазурями Глеб Садиков добивается высочайшего художественного эффекта глазурного декора: через матовое покрытие предметов прорываются наружу маленькие пузырьки. «Неожиданность решения формы и цвета приковывает внимание». Еще до международного признания один из комплектов сервиза был приобретен Государственным музеем керамики в Кусково. В конце 1962 года сервиз запускается в серийное производство.

Конаковский фаянсовый завод славился тем, что его массовая продукция не уступала по качеству авторскому образцу. Здесь создавались подлинно художественные изделия для быта.