Первый
Вьется в топке пламень белый,
Белый-белый, будто снег,
И стоит тяжелотелый
Возле топки человек…
Николай Рубцов
Большие морозы февраля 1926 года, да и зимние трудности пути, не смогли остановить молодого Исидора Фрих-Хара от поездки на фаянсовый завод в село Кузнецово Тверской губернии. Рожденный в Кутаиси молодой человек, по-южному горячего и упрямого нрава, одет был весьма легко для путешествия на перекладных и больше бежал, чем ехал. Он еще не предполагал, что большая часть его жизни и творчества будет связана с этим краем, куда он впоследствии привлечет друзей и единомышленников. Завод стал для художника местом силы, которое будет подпитывать его многообразное творчество на протяжении долгих лет. Исидор Фрих-Хар, человек по природе своей скромный и неамбициозный, работал далеко от столиц (тем не менее постоянно выставлялся там), но уже ранние его произведения принесли ему заслуженную известность. Герой Гражданской войны, получивший тяжелое ранение, впоследствии избрал для себя мирную профессию учителя рисования, отказавшись от высоких номенклатурных военных должностей.
С детства любимым занятием мальчика была лепка. Исидор лепил с упоением фигурки людей и зверей, причем предпочитал последних. Позже это выльется в блестящую галерею анималистических скульптур, снискавших высокое признание на выставках в России и за рубежом. Несмотря на то что он не имел возможности получить специальное профессиональное образование, Фрих-Хара можно считать непревзойденным мастером монументальной и декоративной скульптуры. Его работы украшают облик общественных зданий многих городов: фонтаны, панно, масштабные керамические композиции отличаются от других особой индивидуальной и выразительной трактовкой пластики и живописного решения.
В 1926 году перед Исидором Фрих-Харом была поставлена непростая задача – изучить кузнецовское производство на всех стадиях технологического и художественного процесса и использовать эти знания для создания современной фаянсовой продукции. И он сумел сделать это первым. Поэтому и возглавил Художественную лабораторию Конаковского фаянсового завода. Столь ответственный пост требовал исполнения административных и хозяйственных обязанностей, что не очень совместимо с процессом рождения искусства. Однако деятельная натура Фрих-Хара подпитывала его силы на самых трудных этапах формирования новой структуры заводской жизни.
Безусловной заслугой этого большого мастера является то, что он эту лабораторию и создал, привлекая в Конаково лучшие художественные силы страны. Под руководством Исидора Григорьевича молодые скульпторы и живописцы при создании современных образцов с огромным уважением и вниманием отнеслись к традициям кузнецовского фаянса, используя опыт потомственных мастеров, чему учил их Фрих-Хар.
Молодая страна Советов встала на принципиально новый путь развития во всех сферах жизни, что в том числе повлекло за собой принципиально иное обустройство быта. В 1920–30-е годы все государственные фабрики и заводы приняли за основу своей деятельности знаменитый лозунг известного живописца Константина Юона «Художники – в промышленность!» В это время в полном объеме проявился не только творческий, но и организаторский талант мастера. Энергичный, неутомимый Исидор Фрих-Хар привлекает в свою лабораторию лучшие художественные силы страны: своих коллег по бывшему ОРСу (Объединение русских скульпторов) Владимира Фаворского, Ивана Ефимова, Сарру Лебедеву, Иосифа Чайкова, Григория Кепинова, Марию Холодную, Илью Слонима, Алексея Зеленского и других. (В этом кругу Фрих-Хар нашел свою любовь – Мария Холодная не только стала ему женой и музой, но и верной соратницей.) Художники предприятия жили в то время коммуной в селе Сучки, стоявшем у слияния двух рек: Сучки и Волги. Со всей ответственностью они относились и к созданию тиражной массовой продукции, которая была необыкновенно востребована в молодом советском государстве. Ориентир на социальный заказ в связи с выполнением обязательного плана первых пятилеток соблюдался неукоснительно, однако это не отменяло работы над созданием музейно-художественных образцов.
Если говорить о раннем периоде творчества самого Фрих-Хара, следует отметить, что именно в Конаково он нашел возможность изучать декоративные и пластические свойства фаянса и шамота. Однако стоит упомянуть, что художник имел также блестящий опыт работы с другими материалами – деревом, стеклом, металлом и фарфором – и пробовал свои силы в бронзе и мраморе. Подлинный авторитет завоевал он как мастер декоративной скульптуры из керамики, яркой и красочной, по-своему фольклорной. «Я не мог позволить себе роскоши стать серьезным художником», – говорил о своем творчестве Фрих-Хар. Большинство его персонажей и сюжетов выполнены с некоторой долей благожелательной иронии, которая смягчает не всегда уместный пафос, свойственный многим памятникам того времени. Человечески теплое, наивное, детское, влюбленное отношение к миру, предельно естественную «живую пластичность», которую не мог ему дать фарфор с его твердостью и полихромией, И.Г. Фрих-Хар нашел в фаянсе. Он отмечал: «Когда имеешь дело в скульптуре с таким уже самим по себе декоративным материалом, как керамика, важно не застилизовать вещь, не сделать из нее холодную игрушку, а сохранить обаяние непосредственного чувства жизни». Существенным представляется то, что за несколько лет он освоил практически все технико-технологические процессы, опираясь на опыт и знания кузнецовской школы фаянса. Он считал необходимым для себя пройти все стадии рождения фаянса и освоил профессиональные навыки модельщика, скульптора, живописца, а для понимания всей полноты производственного процесса лично поработал и откатчиком, и грузчиком, и технологом, и шлифовщиком, и обжигальщиком. Именно здесь уместно поговорить об одной из самых ярких, но малоизвестных скульптур И.Г. Фрих-Хара «Носильщик тарелок» (автопортрет Фрих-Хара), созданной в 1935 году. То, что он изображает себя в образе рабочего, говорит о глубоком уважении автора к незаменимому на производстве физическому тяжелому труду в горячем цехе у муфельной печи, к которому он был непосредственно причастен.
Декоративная скульптура «Носильщик тарелок» является гордостью собрания Тверской областной картинной галереи как редкий и раритетный памятник своей эпохи. Ее можно увидеть в постоянной экспозиции Тверского императорского дворца, в одном из залов, посвященных искусству 1920–30-х годов. Это погрудное изображение молодого мужчины в жестком огнеупорном фартуке, в сильных руках которого – специальный ящик с кассетами для тарелок, прошедших первый обжиг. В передаче портретных черт присутствует индивидуальность: густые брови, узкое лицо, крупный нос с характерной восточной горбинкой словно списаны с портретов и фотографий самого автора. В образном решении скульптуры просматриваются характерные для Фрих-Хара художественные приемы: свободная пластика композиции и сочетание фаянсовых глазурованных поверхностей с шамотными объемами. Фигура и лицо вылеплены в свободной манере, а ящик из шамотной массы играет роль строгой рамы и подчеркивает светлые оттенки глазурей. Ритм уложенных друг за другом в четком порядке тарелок добавляет особую ноту выразительности всей скульптуре. В этом автопортрете художником использованы минимальные колористические средства – черные и серо-зеленые глазури в сочетании с белоснежным тоном фаянсовой поливы.
Реалистический подход к решению образа и легкая нота гротеска, исключающая какие-либо подтексты, – наиболее характерные черты для произведений И.Г. Фрих-Хара. В «Носильщике тарелок» мастер заявляет открыто и ясно: «Я – человек с тарелками, я – рабочий, который гордится своим трудом!»