Вакханка

Образ вакханки пришел к нам из греко-римской мифологии и на протяжении многих веков привлекал художников и поэтов. Вакханка была верной спутницей и почитательницей бога виноградарства, виноделия и веселья Вакха (Диониса) – самого веселого и жизнелюбивого из античных богов. Шумной толпой, под звуки бубнов и флейт полуобнаженные вакханки всегда следовали за своим божеством. Они предавались безудержным пляскам, оргиям, олицетворяя невероятную свободу, невоздержанность, хаос, отсутствие законов. Вакханки были очень популярны в античном мире: их изображали на вазах, фресках, мозаиках, им посвящали поэмы.

Со временем образ вакханки в искусстве и литературе изменился. И уже в XVIII–XIX веках это не грубая и свирепая дикарка с безумным взглядом, раздирающая голыми руками животных и добывающая вино из скал ударом посоха-тирса, а красивая, изящно обнаженная, танцующая девушка на живописных полотнах. В литературных произведениях античные мотивы переплетаются с французской эротической поэзией.

Именно такая вакханка застыла в белоснежном скульптурном изваянии. Грациозная полуобнаженная красавица с закинутой рукой демонстрирует соблазнительность и чувственность. Ее тело чуть прикрыто шкурой животного. Венок из гроздей винограда, оплетающий голову, – аллегория удовольствия, опьянения. Девушка устала от танца, остановилась отдохнуть, ее непременные атрибуты бубен и сломанный тирс, усыпанные фруктами, лежат у ног. Лицо выражает полное блаженство. Кисти винограда символизируют плодородие, яблоки говорят о чувственной природе любви и красоте. Вакханка воспринимается как аллегория любовного опьянения. А любовь сродни опьянению и часто бывает безрассудна.

Скульптура «Вакханка» из собрания Тверской картинной галереи была изготовлена в скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге в конце XIX века по модели главного модельмейстера (главного скульптора) Августа Карловича Шписа (1817–1904[?]). Творчество этого художника относится к середине –второй половине XIX века. Н.Б. Вольф отмечал: «Говорить о скульптурных произведениях, изготовленных в царствование императора Александра II, – значит говорить о деятельности Шписа, так как за немногими исключениями почти все произведения этого рода исполнялись в течение всего царствования по его моделям». При создании фарфоровых моделей Шпис главным образом ориентировался на произведения античного искусства и изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Его произведения были очень популярны, считалось, что «в пластике малых форм ему не было равных». Но успех мастера заключался не только в его таланте, но и в административных способностях. Шпис был «менеджером своего творчества». Он знал, изучал и чувствовал вкусы людей. Основным его заказчиком всегда была императрица Мария Федоровна. Опираясь на ее вкусы и пристрастия, он создавал произведения, которые совпадали с ее взглядом на фарфоровые изделия. В ежегодных поднесениях императорской, великокняжеским семьям и приближенным ко двору к праздникам Рождества и Пасхи значительное место занимали произведения Шписа. К Рождеству 1864 года императрица получила 119 фигур, выполненных главным скульптором Императорского фарфорового завода.

Из них скульптура «Вакханка» была одной из самых известных, пользовалась у высочайших заказчиков большой популярностью и исполнялась на заводе даже после отставки скульптора.

Увы, не все работы А.К. Шписа подписаны. Встречаются изделия, которые по его моделям формовали замечательные мастера завода, и их подписи встречаются на произведениях. На основании «Вакханки» из собрания Тверской картинной галереи есть подпись одного из лучших мастеров-формовщиков А. Бозылева. Благодаря этому скульптура имеет «высокую историческую и художественную ценность и, конечно, музейное значение».