Ваза «Тайга»
Начало повышенного интереса к керамике в мире приходится на 1960–70-е годы. Именно в этот период происходит становление и расцвет отечественной художественной керамики. Принято считать, что керамика является древнейшим из ремесел, в начале которого стоял сосуд. И именно к сосуду, как к новому виду художественно-образного мышления, обращаются художники-керамисты в 1960-е годы, превращая его утилитарную форму в средство передачи размышлений о мире и человеке. В статье «Культура формы» (1961) искусствовед Н.Н. Воронов отмечал: «Такие привычные вещи, как чашки, стаканы, вазы, десятилетиями почти не изменявшиеся, вдруг предстают в совершенно новом виде, в богатом разнообразии всё новых и новых форм». Простота форм, функциональность, стилизованный абстрактный орнамент, стремление передать общее впечатление от изображаемого становятся характерными чертами сосуда, превращая его в зеркало души художника. Одним из самых известных и популярных сосудов является ваза.
Ваза «Тайга» была создана в 1961 году на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.И. Ломоносова (ЛФЗ) художником В.М. Городецким. Это был один из ведущих художников, благодаря творчеству которого завод искал новые формы и образы, сохраняя и продолжая традиции первого фарфорового производства в России.
Владимир Михайлович Городецкий (1924–1977) – художник по фарфору, скульптор. Заслуженный художник РСФСР. Член-корреспондент Академии художеств СССР. Участник Великой Отечественной войны. Он никогда не любил говорить о себе, полагая, что «изучать личную жизнь художника – всё равно что вскрыть прекрасную птицу… Для искусства не имеет решительно никакого значения, что с художником происходит, умерла ли у него мама, женился ли он, на что покупает холсты… всё это неважно. Моя биография укладывается в очень простые вещи: детство, потом война, потом я пришел на завод. И вот всю жизнь здесь работаю…»
В 1947 году Владимир Городецкий пришел на ЛФЗ, где под руководством великих мастеров Н.М. Суетина и А.В. Щекотихиной-Потоцкой начал изучать все техники фарфора. Помимо того, он изучал шрифты и декорирование старинных книг, японскую систему рисования. Создавая эскизы для своих произведений, художник работал в разных техниках живописи: темпера, масло, живопись восковыми красками (как писались фаюмские портреты), много и постоянно рисовал. Рисование питало его воображение и тренировало руку. Именно увлечение графикой и миниатюрой привило к мысли о живописи на фарфоре. В поисках «самостоятельного пути воплощения своих эмоций в росписи фарфора» Городецкий не сразу нашел себя как художник. Но, изучив все тонкости подглазурной росписи и обогатив ее своими оригинальными приемами, он начал свой творческий путь.
Подглазурная роспись – одна из наиболее сложных техник декорирования фарфора. Сложность этой техники состоит в том, что роспись наносится на пористую поверхность фарфора, прошедшую только предварительный обжиг, краски быстро впитываются, и исправить неверный штрих невозможно. Цвет краски после обжига меняется, и лишь интуиция и опыт художника позволяют предвидеть результат. Техника подглазурной полихромной (многоцветной) живописи была разработана в конце XIX века на Копенгагенской королевской мануфактуре. В это же время на Императорский фарфоровый завод приглашаются датские мастера, с чьей помощью новая техника была освоена русскими художниками. Освоив новый способ декорирования, мастера привнесли в него много нового и тем самым создали собственный стиль, не имеющий аналогов. С началом Первой мировой войны в 1914 году возникает дефицит импортных красок, а во время революции на заводе и вовсе прекратились сложные работы по подглазурной живописи. В 1920–30-х годах старые рецепты подглазурных красок были утрачены. Только в 1948 году воссоздается цех подглазурной росписи. Владимир Городецкий был одним из тех художников, кто восстанавливал почти забытую технологию. В начале 1960-х годов была разработана рецептура новых подглазурных красок, что позволило обогатить палитру произведений художников.
Работая в подглазурной росписи, Городецкий использовал стилизованные растительные мотивы, черпая вдохновение у природы. «Пустынные луга, пустынные леса, тишина стоит сказочная – это время не для потребителей, это самое удивительное время… Когда меня ранили, я потерял сознание. Пришел в себя, открываю глаза и вижу: мох, такие мохнатенькие зеленые травинки, а между ними просвечивается ярко-коричневая каша и полированные листки брусники – всё это живет, пахнет, там жучки всякие ползают… Нет, я не хотел быть убитым». Художник много рисовал с натуры, пейзажи, а основной темой его декоративных фантазий была ваза. Декоративная ваза была излюбленным предметом Городецкого. Он создает целую серию ваз, на лаконичных, стройных и строгих формах которых царит таинственный мир природы. Искусствоведы считали, что вазы Владимира Городецкого имеют тот строго торжественный и поэтический характер, который свойствен ленинградским архитектурным ансамблям. Именно тонкие акварельные оттенки цвета подглазурной росписи способны передать краски и настроение родного города художника.
Владимир Городецкий, всегда стремящийся к красоте и созданию прекрасных вещей, обладал потрясающим утонченным чувством цвета, он знал десятки оттенков небогатой палитры подглазурных красок. Ему был интересен черный цвет, из которого он мог извлекать богатство тонов. Раньше черную краску делали с окисью урана, но это вредное и дорогое производство. На ЛФЗ ее стали получать из железа, никеля и других элементов.
Серо-черную поверхность тулова вазы «Тайга» графическим узором оплетают белые ветви елей, вызывая ощущение холода и присутствия в зимнем лесу. Ваза выполнена в сложной технике, разработанной художником для подглазурной росписи, – сграффито. Рисунок процарапан иглой, и кажется, что на поверхность вазы с тончайшими переходами серо-черных тонов наложено белое кружево. Черный фон вазы с процарапанным рисунком придает ей особую изысканность. Работы Городецкого, выполненные в технике сграффито, не могли быть запущенны в производство, так как их невозможно было повторить, копировать. Ваза «Тайга» уникальна!