Плутовство русских Святок
Мир приоткрывается с изнанки и разрешает поиграть с нечистой силой. Почти на равных.
Круглый год
Строго по-церковному Святки праздновались двенадцать дней: с Рождества до Крещения, то есть с 25 декабря по 6 января старого стиля. В более широком народном понимании они начинались гораздо раньше – с зимнего Николы (6 декабря старого стиля), то есть продолжались целый календарный месяц. Но после окончания Рождественского поста они разворачивались уже в полную силу – безо всяких ограничений веселья и чревоугодия. Праздновали шумно, раздольно и разгульно. «Настали Святки! То-то радость!» – писал Пушкин, большой знаток и поклонник народных традиций.
Введение нового стиля после революции сильно попутало даты и даже переставило их местами – так, Новый год оказался раньше Рождества, правда, и Старый Новый год никуда не делся. Ныне широкие Святки приходятся на период с 18 декабря по 18 января. Случается как раз тут и зимний солнцеворот (25 декабря), когда солнце поворачивает на лето, а зима – на мороз.
В традиционной русской, то есть крестьянской культуре этот месяц был самым свободным и беззаботным для земледельца: осенние работы завершены, хлеб обмолочен, а перед весенними трудами можно и передохнуть. В такое волшебное время даже самая строгая мать не заставит дочь прясть, а с легким сердцем отпустит ее на гулянья и посиделки, вспоминая собственную молодость.
Земледельческий год завершается, чтобы продолжиться по новому кругу: из года в год, из века в век. В эти дни возникает возможность общения с таинственными, скрытыми в иное время силами – отсюда гадания и прочие святочные забавы. Всё происходит и со стороны мира, и со стороны людей вроде как в виде игры, но где реально проходит грань между игрой и реальностью, никто точно не знает. Иногда можно и очень сильно заиграться…
Бесы на воле
Для девушек Святки – самое наряженное, важное и таинственное дело. Ведь в эти дни путем гадания, то есть прямого общения с нечистой силой, можно узнать будущее и, главное, облик и даже имя своего суженого. При этом в каждом темном углу, в овинах и банях чудится реальное присутствие потусторонних неведомых существ и прочие ужасы, в пустых избах слышится возня и топот чертей, которые до самого Крещения имеют право свободно расхаживать по земле и пугать-путать православный люд своими черными рожами. Но как тут усидишь в доме, когда на улице и в специально нанятой обществом у какой-нибудь бедной старухи или вдовы «жировой» избе разыгрываются «пиесы», проходят маскарады, танцы и прочие игрища, иной раз довольно грубого, но уж точно искусительного свойства.
Выгоняются из ада морозом и лихоманки, чтоб погреться в теплых избах и найти людей виноватых – надо же их потрясти и познобить. Избавиться от сих нечистых можно лишь при помощи бабушек-повитушек, которые умеют «смывать» лихоманок специальным зельем, в состав которого входят четверговая соль, зола из семи печей, земляной уголь, выкопанный на Иванов день из-под чернобыльника, и прочие важные ингредиенты. Ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивают коров – дабы избавиться от сей напасти, надо привязать над воротами сальную свечу.
На Святках строго-правильный христианский мир временно теряет свою устойчивую структуру, всё как-то делается шиворот-навыворот, а обычное становится необычным. Всесильный взрослый Бог оказывается только что рожденным младенцем, небо соединяется с землей и даже миром подземным, в иное время наглухо закрытым на вход и выход, мертвые общаются с живыми, открывается будущее, а чудеса случаются чуть ни на каждом шагу.
В Рождественскую, самую важную, ночь воды в морях, реках, ручьях и источниках приходят в движение и даже претворяются в вино. Животные обретают человеческий голос, по-человечьи разговаривают между собой и с людьми.
Нечистые силы в святочные дни пускаются в разгул. Чтобы обезопасить себя от них и просто недобрых людей, ставили мелом кресты на воротах, дверях и окнах. А сами не отказывали себе в праздничных радостях и забавах: жгли костры, олицетворявшие солнцеворот и добавлявшие в мире тепла, устраивали санные выезды и народные гулянья.
Гадали же на протяжении всех Святок, и под Рождество, и под Крещение, но самым верным, точным и достоверным считалось кое-где гадание под Новый год. Правда, только в том случае, если гадающий не нарушает бесовских условий, то есть принимается гадать, сняв крест, пояс и не благословясь.
Одним из самых распространенных способов гадания было бросить башмак через ворота на улицу. В какую сторону он будет обращен носком – в той стороне и быть девушке замужем. Ежели носок смотрит в сторону родных ворот, то замуж в ближайший год точно не выйти.
Личины наизнанку
Благочестивые люди считали всякие гадания, особенно «страшные», с зеркалом, греховными. Но особо грешат те, кто надевает «хари» (личины, маски). Ряженых называли окрутниками, кудесниками, щеголями, кудесами и собственно бесами. Подразумевая, что ряженые способны сноситься с нечистой силой. Творить колдовство и вызывать бесов всамделишных.
Ряженые чаще всего принимали обличье традиционных персонажей. Попадались среди них барыня и барин, горничная, цыган, цыганка, нищий, разные звери, Баба-Яга, черт, смерть с косой, мертвец. И всякие прочие существа, забавные и страшные. Ряженые разыгрывали знакомые «пиесы», импровизируя на ходу, ходили по домам, развлекая и пугая односельчан, требовали пожертвований на общий стол. С ними или радостно делились пирогами и прочей снедью, или просто откупались – от греха подальше.
Человек под маской на время праздничных обходов по домам и прочих святочных забав как бы выводится за рамки обычных норм поведения. А в ночь перед Рождеством творится и вовсе всяческая чертовщина, о чем прекрасно знает любой читатель Гоголя. Ведь в эти дни, по преданию, Бог на радостях, что у Него родился Сын, отпускает погулять чертей, заскучавших в аду. И они, голодные и истомившиеся, радостно отправляются на молодежные игрища, которые сами придумали и в которых участвуют с особым удовольствием. Ведьмы тем временем сдруживаются с духами, летают на шабаш, скрадывают с неба месяц и звезды. Собственно, кое-где на Руси именно беса, черта называли святке. Святке может превращаться в человека или принимать вид животного. Дабы обезопаситься от него, очерчивали себя кругом на снегу или на дощатом полу острым железным предметом, так как святочный бес эту черту якобы преступить не может.
Но всё не так просто. Плутовство Святок в том и заключается, что никогда нельзя точно определить: то ли это человек надел на себя личину беса, то ли бес примерил человечью маску, дабы всех одурачить и обвести вокруг пальца, а то и заманить куда-нибудь на погибель.
Впрочем, не так уж страшен черт, как его малюют. Есть и от нечистых хорошее противоядие. Всяк, кто рядился в маски-личины, должен непременно искупаться в Крещенской проруби, дабы смыть грех и окончательно вернуть себе человеческое обличье.
Вот только не все это делают. Так и ходят некоторые по земле – то ли люди, то ли бесы. Поди разбери!