Архангельск

В Архангельск я попал в разгар зимы, когда все водные глади – что речные, что морские – были замерзшими, да и в целом было морозно, и перемещаться между теплыми «локациями» приходилось или на транспорте, или быстрыми перебежками, если одно место от другого находилось ну совсем уж в шаговой доступности. А передвигаться приходилось много, потому как был я в Архангельске на кинофестивале, проходившем на множестве площадок в самом Архангельске.

«За город» нас свозили организаторы, они же устроили и необыкновенные экскурсии в городе, остальное я посетил-посмотрел сам или в хорошей компании. Так что впечатлений набрался, ими вкратце и делюсь.

 

Белое море и остров Ягры

Поездка на Белое море при минус 26, сурово ощущаемых даже в Архангельске, требовала определенной решимости. Надо отдать должное участникам фестиваля – нас собрался целый автобус.

Так мы оказались на острове Ягры, расположенном в районе Летнего берега Белого моря в устье Северной Двины. Согласно «Словарю областного архангельского наречия», изданному в 1885 году, ягры – это выдающаяся в море и заливаемая во время прилива часть берега.

У нас Летний берег оказался очень зимним, посему прекрасные песчаные пляжи и удивительный дюнный ландшафт мы видели заснеженными и всё равно завораживающими. И знаменитый Ягринский сосновый бор был на месте.

Ради сохранения уникального 200-летнего соснового бора и дюнного ландшафта береговой косы Северодвинска в 2002 году была создана ООПТ – природный рекреационный комплекс «Сосновый бор острова Ягры».

Активно действует и Общество защиты Ягринского бора – ОЗЯБ. Как сказано на их сайте, объединились «люди с активной жизненной позицией: биологи, экологи, художники, инженеры, строители, пенсионеры, юные натуралисты, неравнодушные жители Северодвинска и Архангельской области… чтобы сохранить уникальную территорию, которая представляет природную ценность, является базой для научных исследований и, несомненно, одной из главных достопримечательностей Архангельской области – рекреационной и культурной». Силами ОЗЯБ создается инфраструктура на территории бора: устанавливаются знаки с правилами поведения и навигацией, заградительные заслоны от машин, информационные стенды, строятся пандусы, палубы, прокладываются тропы, устанавливаются входные и въездные стелы. В далеко идущих планах – замена урн и установка туалетов, налаживание освещения, установка фотоловушек и камер наблюдения; в настоящем – массовые акции по сбору и разделению мусора и не только.

 

Гостиные дворы

Еще в 1836 году вышло специальное распоряжение об организации во всех губернских городах постоянных «выставок изделий и образцов фабричной, заводской, ремесленной и местной промышленности в виде кабинетов или музеумов», а уже в 1837-м в Архангельске была образована «Выставка произведений губернии» из девяносто четырех предметов естественно-исторического и этнографического характера.

Коллекции, регулярно пополняясь, сначала хранились в отдельной комнате при Приказе общественного призрения, а в 1840 году их перенесли в казенный дом гражданского губернатора. Далее «Выставка произведений Архангельской губернии» была передана сначала в ведение Архангельской публичной библиотеки, а в 1861 году – статистическому комитету с ежегодным денежным пособием на содержание в размере 200 рублей.

После революции, в 1920 году, было принято решение о создании Северного краевого музея на основе Архангельского городского публичного музея и объединения на его основе Епархиального древлехранилища при Архангельском церковно-археологическом комитете, Рыбопромышленного музея Крайнего Севера и музея Архангельского общества изучения Русского Севера. Включив в себя в 1927 году Музей революции, он стал именоваться Архангельским областным краеведческим музеем.

Во время войны здание музея пострадало от налетов вражеской авиации и коллекции были временно эвакуированы в Сольвычегорск.

В 2017-м Архангельский краеведческий музей отметил свое 180-летие.

Комплекс зданий Архангельских Гостиных дворов (памятник истории и архитектуры XVII–XVIII веков) передан музею в 1981 году – здесь в 1984 году прошла выставка, посвященная 400-летию Архангельска. После завершения реставрации в 2009–2014 годах основные экспозиции заняли купеческие палаты Русского Гостиного двора XVII века и парадные залы XVIII века.

 

Северный морской музей

На музейном сайте название подается более подробно: «Северный морской музей. Тысячелетие северного мореплавания».

«Северный морской музей находится в историческом центре города, именно отсюда Архангельск начинался как монастырский центр и как главный порт.

Располагается в здании бывшего морского вокзала и между двумя пристанями: бывшей Соборной (ныне Красная) и так называемой пристанью Дальних экспедиций. Здесь же находились ресторан «Север» и таможенные склады.

Музей был создан в 1970-е годы моряками Северного морского пароходства.

В 1993 году музей получил статус государственного. Экспонаты музея посвящены истории морского освоения Севера, начиная с морского устава, написанного Петром I (в фондах Севмормузея перепечатка 1825 года)», – сказано на сайте.

К слову, часть программы фестивальных документальных фильмов демонстрировалась и обсуждалась именно здесь – и я там был и успел кое-что интересное (и не очень) посмотреть.

 

Верфь Товарищества поморского судостроения

Идея создания в Архангельске верфи Товарищества поморского судостроения и строительства экспедиционной шхуны родилась в клубе «Морские практики», которым руководит капитан Евгений Шкаруба. Организован клуб в 2009 году и объединяет людей, увлеченных морем, путешествиями и парусами. Участники во время походов клуба становятся полноправными членами экипажа: «управляют судном, стоят вахты, дежурят на камбузе – учатся морскому делу на практике».

После многочисленных, а иногда и бурных морских приключений решено было строить судно, на котором можно ходить по всему Мировому океану, включая Арктику и Антарктику. Естественно, обратились к поморскому опыту судостроения и решили строить «деревянную двухмачтовую шхуну длиной 20 метров, такие шхуны были распространены в 19 в. на Русском Севере». Партнерами товарищества стали Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова и Северный морской музей. Под верфь переоборудовали ангар, бывшую станцию техобслуживания, который предоставил САФУ.

Двадцать первого ноября 2020 года верфь торжественно начала работу и на стапеле была заложена Поморская шхуна.

Карбас же «Матера», как ни удивительно, строился частично не в Архангельске, а на глазах публики во дворе Музея Москвы. В нем – шесть весел и две мачты. Длина корабля – 9 метров, ширина – 3 метра. С того времени, когда я его видел, карбас уже прошел многие мили как по рекам, так и по северным морям. Когда-нибудь очень хочется к его команде или уж к команде будущей Поморской шхуны присоединиться.

 

Музей Степана Писахова: «пингвины у нас хоша не водятся, но приезжают на заработки…»

Уютный музей чудесного архангельского художника и сказочника Степана Писахова расположился в старинном краснокирпичном здании в самом центре Архангельска.

На двух этажах – восемь залов, где рассказывается о детстве-юности сказочника и его путешествиях, армейской службе во время Первой мировой, представлены многочисленные живописные работы Писахова, есть место и для разнообразных выставок.

Встречает посетителей немного суровый, а вместе с тем и улыбающийся Степан Григорьевич, вырезанный из кряжистого пня.

Он и сам – художник отменный, живописец, легко узнаваемый, особенно если перед нами его картины со знаменитыми писаховскими сосенками: своего рода «родне» «березкам Левитана».

И все же знаем мы его прежде всего как волшебного архангельского сказочника:

«Пингвины у нас хоша не водятся, но приезжают на заработки – с шарманкой ходят да с бубном».

«А в большой праздник да возьмутся пингвины с белыми медведями хороводы водить – ну, до уморения. А моржи да тюлени с нерпами у берега в воды хлюпают да поуркивают – музыку делают по своей вере». (Степан Писахов. «Не любо – не слушай…»)

Чудо же – люблю: да поуркивают! Кто знает, тот понимает – всё правда, как и у Лукиана из Самосаты.

И еще, конечно, всегда помнится чудный голос Евгения Павловича Леонова, озвучившего во многих анимационных фильмах писаховские сказки.

Тут же – город из козуль-пряников. Говорят, как поставили, пахло ими так, что не только во всем Архангельске слышалось, а даже через Белое море к Северному доносилось. Друг ден Бур из Амстердамщины не даст соврать, даже если мы его без пристрастия спросим.

Как раз незадолго до моего счастливого попадания в музей тут открылась выставка «Рождество в Козульгороде».

Козули – древние поморские обрядовые пряники, остро-сладкие, из темного теста, пеклись на Рождество. Писахов занимался изучением промысла, его историей, сохранением и поддержкой в советские годы, этимологией слова «козуля». Во многом и благодаря ему козули со временем стали одним из важных символов Поморья.

 

***

Конечно, прямо уж по-писаховски никто сейчас не говорит, а мягкий поморский говор и интонация у многих местных чувствуются, и это ласково радует.

На верфи, глядя на остов будущей Поморской шхуны, я с добрым любопытством поинтересовался:

– А как же вы этакую громадину отсюда на воду спускать будете?

– Да как, – спокойно и уверенно ответили мне. – Стенку разберем да повезем…

И ведь, без сомнений, довезут!

Фото автора