Черно-белые рисунки колориста

Представленный далее текст посвящен яркой индивидуальности и неудержимому таланту Филиппа Андреевича Малявина (1869–1940). Живописные работы выдающегося и самобытного автора, сверкающие яркостью красок подобно самоцветам, украшают экспозиции музеев России и мира. Довольно обширно и графическое наследие одаренного художника.

Филипп Малявин родился в селе Казанка Самарской губернии, нынешней Оренбургской области, в многодетной крестьянской семье. Творческие способности проявлял с малых лет, рисуя углем и печной сажей. Карандашей и красок в селе не было, как не было и школы. Основам чтения и письма мальчик научился у одного из односельчан. Большинство сверстников в его окружении, а также и взрослых, были неграмотны.

Творческий путь Малявина начался на Афоне, куда он попал шестнадцатилетним подростком. В монастыре юноша делал списки с икон, часто добавляя образам святых авторскую трактовку. По воле случая его работы были замечены молодым скульптором В.А. Беклемишевым. Пораженный несомненным дарованием еще никому неизвестного художника-самоучки, он посодействовал переезду Малявина в Петербург и поступлению в Академию художеств.

Уже в первых ученических работах Филиппа Андреевича проявились незаурядные способности к наблюдению и умение точно уловить характер изображаемой натуры. Многие исследователи отмечают жизненность, с которой написаны портреты его сокурсников по академии А.П. Остроумовой, И.Э. Грабаря, К.А. Сомова. Полны благородства образы крестьян русской глубинки, найденные им в портретах отца, матери и сестры. Малявин мгновенно впитал в себя академическую программу, поражая преподавателей широтой и свободой манеры, свойственной вполне сложившемуся, зрелому художнику.

Врожденный талант живописца со всей широтой развернулся уже в картине «Смех» (1899), которую Малявин выполнил для дипломного экзамена. Стремительно и темпераментно набросанные массивными штрихами фигуры хохочущих крестьянок в ярких красных сарафанах шокировали сочностью колорита и резко выделялись на фоне других ученических работ.

Это был один из исторических моментов «отсчета», когда витавшие в воздухе элементы новой эстетики, искусства нового хронологического периода сконцентрировались в одном полотне. Малявина не хотели признавать художником и диплом в итоге дали за добротные портреты, сделанные им в мастерской И.Е. Репина. Всего год спустя, в 1900 году, картина «Смех» завоевала золотую медаль Всемирной выставки в Париже и была приобретена Венецианской галереей современного искусства.

Начало XX столетия было периодом творческого поиска для многих талантливых русских художников. В отличие от них Малявину даже не пришлось искать новые художественные решения: они как будто были в нем изначально. Вслед за работой «Смех» они выплеснулись на другие холсты широкими мазками ярких красок, всего за пару лет сделав Филиппа Малявина известным в России и за рубежом.

Крестьянская тема на все последующие годы стала центральной в творчестве художника. Праздничный колорит картин Малявина играет решающую роль в создании самобытных образов русских крестьянок. Задорные и звучные, как народный танец, сочетания алого, изумрудного, насыщенного синего цветов предельно усиливают экспрессию и стихийный характер его художественной манеры. Хоровод сверкающих красок, бус, юбок, платков изображен в картине «Вихрь» (1906).

Есть уверенность, что ни один посетитель Государственной Третьяковской галереи не оставил без внимания это громадное пылающе-красочное полотно. Круговерть порывистых мазков и вспыхивающих цветовых пятен захватывает до головокружения. «Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и всё-таки оторваться не хочется», – писал критик Сергей Глаголь о работе «Вихрь», представленной Малявиным на шестой выставке «Мира искусства».

Одаренность прирожденного художника проявляется и в оригинальной манере его рисунков. Многочисленные «малявинские бабы» были написаны в мастерской, которую он построил в деревне Аксинькино Рязанской губернии. «Бабы ходили по мастерской, а Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом. Он рисовал большими обрубками прессованного мягкого грифеля…» – записал в своем дневнике И.Э. Грабарь.

Работая над живописными картинами, автор сделал сотни эскизов и набросков. Глубина пластической мысли позволяет рассматривать каждый из них в качестве законченного графического произведения.

Своеобразие манеры Малявина-рисовальщика – в умении выявить и остро подчеркнуть главное с помощью разнообразных линий и штрихов, где-то положенных тонко и аккуратно, где-то нетерпеливо разбросанных на бумаге в разных направлениях. Фигуры крестьянок выхвачены из жизни, изображены без намека на фон или окружающую обстановку. Мягко и тщательно проработаны лица, такой эффект в графике достигается тонкой работой острием графитного карандаша. Одежды намечены плотными штрихами, подобно широким мазкам краски. Плотная текучая линия формирует объем, тонкая и легкая – мастерски обозначает движение. Виртуозно переданы в карандаше детали одежды крестьянок: грозди крупных бус, собранные на запястьях пышные рукава рубах, фактурный узор сарафанов.

При рассмотрении графики Филиппа Малявина невозможно забыть о цвете. Пестрая декоративность нарядов органично сочетается с тактильным ощущением натуры, живостью мимики и жестов. Контраст насыщенности графита и вариации формы штриха помогают создать ощущение красочности монохромного рисунка.

«Дело не в красках, а в правде» – так, по воспоминаниям современников, художник понимал суть создания произведения искусства. Увлеченность выявлением правды – главных и определяющих черт в каждом индивидуальном характере – позволила ему воплотить в холстах и на бумаге монументальный типаж русской крестьянки со всей его широтой, внутренней силой и цельностью. Более века не утихает интерес исследователей к творчеству Филиппа Андреевича Малявина, крестьянина, самоучки, обладателя исключительного эстетического дарования и неудержимого художественного темперамента.

Спонсоры рубрики:

Якуб Алиев

Андрей Кружков