Графика Василия Власова
Творчество известного советского графика Василия Адриановича Власова удивительно органично вписывается в картину художественной жизни XX века. С другой стороны, именно из самобытных талантов составлена эта картина, каждый из них внес нужный штрих в ее многогранный сюжет.
Юному художнику довелось получить советы по рисованию от самого И.Е. Репина. Их свело совместное пребывание на берегу Финского залива. Недалеко от поселка Териоки, где учился Власов, находилась уединенная усадьба художника «Пенаты».[1]
Талант Василия Адриановича формировался в насыщенном творческом окружении. В «Детгизе» он работал вместе с Николаем Тырсой, Николаем Лапшиным, Евгением Чарушиным, Юрием Васнецовым, Валентином Курдовым, Алексеем Пахомовым. Дружеские взаимоотношения связывали его с возглавлявшим детский отдел «Госиздата» Владимиром Лебедевым, которого художник считал своим главным учителем.
Прекрасно образованный и разносторонний человек, Василий Адрианович интересовался всеми культурными аспектами современности. Его товарищ по цеху Валентин Курдов вспоминал в мемуарах: «Самой характерной чертой моего друга был его исключительный интерес к искусству и культуре ХХ века. Он хотел всё знать о новой поэзии, любя Велимира Хлебникова, Николая Заболоцкого и Гийома Аполлинера. В живописи он особенно ценил постимпрессионистов. Ему всегда дороги художники, сохранившие в своем творчестве черты жизненной правды, будь то И.Е. Репин, Пабло Пикассо или Пьер Боннар. В своем уме он складывал в одно целое усилия великих людей разных профессий, решающих одну задачу своего времени». В конце 1930-х Василий Адрианович всерьез заинтересовался кинематографом и даже собирался связать дальнейшую профессиональную деятельность с искусством кино. Он выступил художником в трилогии «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
Атмосферой творчества была пропитана и повседневная жизнь Василия Власова. Многие работы выполнены им в соавторстве с первой супругой Татьяной Владимировной Шишмаревой. Со времен совместной учебы в мастерской А.И. Савинова она была его главным соратником. В их квартире на Васильевском острове всегда собирались друзья и единомышленники. У пары родился сын Борис, впоследствии ставший талантливым графиком и иллюстратором. Несмотря на развод, художники сохранили теплые взаимоотношения на долгие годы.
После войны академик Шишмарев получил дачу в поселке Комарово на берегу Финского залива. Этот дом стал центром творческого притяжения. На дачу в Комарово Василий Адрианович часто приезжал вместе со второй женой и дочерью – художницей Еленой Васильевной Власовой. В Комарово представителями художественной семьи выполнено множество зарисовок и станковых работ.
По воспоминаниям внучки художников Татьяны Борисовны Власовой, в семье был своеобразный девиз: «Рисуй то, что хорошо знаешь». Одним из частых занятий обитателей и гостей дома были взаимные портреты, одновременные зарисовки – упражнение на «схватывание» натуры. Рисование воспринималось как средство для свободного художественного поиска. Татьяна Шишмарева создала многочисленные портреты современников, выполненные контурной линией, передающей характер и цельность образа.
Рисунки Василия Адриановича Власова, сделанные в Комарово, образуют чрезвычайно любопытную художественную серию. В основном это натюрморты и интерьеры дачного дома и веранды. Практически не встречается в рисунках изображение людей. Прелестным исключением можно считать разве что лист «На даче. Вечер» из собрания Русского музея, запечатлевший обнаженную модель.
Главными героями предстают окна веранды, цветы в кашпо и вазах, старый стул, чайник на столе и детский велосипед. Большинству листов даны авторские говорящие названия: «Интерьер с банками», «Будильник перед зеркалом», «Мамина кофта», «Новая клеенка на столе», «Цветы на табуретке». В рисунках нет постановочности: предметы в интерьере увидены и выделены художником на фоне повседневности. На первый взгляд незамысловатые, уютные дачные зарисовки выполнены живо и свободно. В них присутствуют острота, лапидарность, выразительная форма рассказа, подчеркивающая незримую связь вещи с человеком.
Если задуматься, рисунок не совсем подходит для создания натюрморта или интерьера в привычном понимании – изображения вещественного мира. В графике отсутствует цвет, открытые участки бумаги прерывают изображение, всегда сохраняется ощущение плоскости, фрагментарности, опущены важные детали. Но определенная степень условности как органичная черта рисунка и есть его главная выразительная особенность. Простой, в некоторой степени обыденный сюжет воспринимается содержательным и абсолютно достойным станкового произведения.
В рисунке «Букет и ягоды» художник мастерски пользуется линией, строит с ее помощью композицию и выявляет форму предметов. «Он рисовал, не без влияния Матисса, карандашной линией, требующей от художника безупречного артистического совершенства», – писал В.И. Курдов.
Характер линии определяет используемый автором литографский карандаш. Обычно он применяется для рисования на поверхности отшлифованного литографского камня или на корнпапире – специальной гладкой автографской бумаге. Фактически литографский карандаш – это пигмент с большим содержанием воска и жира, вставленный в держатель. Жировая составляющая позволяет краске удерживаться на поверхности литографского камня в процессе травления. На шероховатой поверхности обычной бумаги этот инструмент создает выразительную, мягкую, плотную линию и бархатистый штрих.
Говоря о необычном выборе техники, интересно упомянуть, что Василий Адрианович довольно мало использовал литографский карандаш по его прямому назначению, то есть в станковой литографии. Несмотря на очевидные художественные достоинства работ, сам художник считал, что не смог в полной мере раскрыть возможности литографского отпечатка. Из воспоминаний В.И. Курдова: «…обнаруживалась неестественная сдержанность в оценке своих собственных работ. Василий Адрианович отмахивался от похвал, как бы не придавая им значения. Однако хранил свои работы с педантичной аккуратностью, в папках, переложенными папиросной бумагой».
В листе «Цветы на веранде» на равных правах с мягкой линией выступают тоновая заливка прозрачной черной акварелью и с ювелирной точностью разложенные по поверхности листа штрихи блестящего фломастера. Гармоничное сосуществование трех выразительных средств на белой бумаге буквально делает пространство и предметы в нем осязаемыми.
В представленных работах Василия Адриановича Власова, человека высокой культуры и интереса к жизни, раскрываются сила и прелесть рисования как пластического поиска и художественного метода. Найденные им выразительные возможности материала позволяют воспринимать станковый рисунок как полноценную и оригинальную форму художественного осмысления действительности.
[1] До революции поселки располагались на территории Финляндии. Позднее поселок Териоки был переименован в город Зеленогорск. Поселок Куоккала, неподалеку от которого находилась усадьба знаменитого живописца, получил название Репино. Сегодня эти населенные пункты, а также академический поселок Комарово, входят в состав Курортного района Санкт-Петербурга.