Костюмы. Нидерландская гравюра XVI века

Авраам де Брейн (около 1539–1587)
Мастер резцовой гравюры на меди, издатель. Родился в Антверпене, крупном культурном и экономическом центре Нидерландов. Последнее десятилетие жизни провел в Кельне. Создал немалое количество гравюр аллегорического и библейского содержания, а также ряд портретов. Работал преимущественно на гравировальных пластинах небольшого формата. Известны серии с изображениями животных, арабесков, всадников, сцен охоты. Наибольшее распространение получили альбомы гравюр с изображением костюмов. В раннем творчестве испытал влияние Виргиля Солиса, затем работал в манере, близкой братьям Вириксам. Свойственные произведениям де Брейна чистота работы и твердость штриха отмечены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Сын Николас де Брейн (1571–1652) – гравер, продолжал дело отца.

Изображение костюма историки искусства выделяют как отдельный жанр, получивший оригинальное развитие в разные времена. Рассмотрим наиболее яркие проявления костюмной темы, постепенно углубляясь в ее вековую историю.

Наиболее близки нашему пониманию эскизы костюмов для театральных постановок. В исполнении талантливых художников утилитарные зарисовки, предназначенные для дальнейшего воплощения в работе костюмеров, нередко обретают статус оригинальных художественных произведений. Достаточно вспомнить рисунки плеяды художников, работавших в начале ХХ века над оформлением балетной антрепризы Сергея Дягилева. Акварельные и карандашные эскизы Льва Бакста, Ивана Билибина, Натальи Гончаровой, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других авторов образуют целую художественную галерею сценического костюма.

Костюм в искусстве XVIII и XIX столетий ассоциируется с множеством журналов, пестрящих раскрашенными картинками. На них прогуливающиеся с собачками дамы в пышных платьях с кринолином, в сопровождении кавалеров-джентльменов в разномастных костюмах, фраках и цилиндрах, богатые лоснящиеся ткани, шейные платки, перчатки, кружево. Дамская и мужская мода, на благо издателей, вызывала живой интерес у европейской и российской публики. Модная иллюстрация была светским развлечением и, естественно, выполняла коммерческую функцию. Кроме гравированных фасонов одежды и вариантов головных уборов появлялись даже альбомы с лоскутками ткани и списком будущих покупок. Изящные модные картинки публиковались как цветное приложение к журналам, их с энтузиазмом собирали и обменивали. В дальнейшем подобные личные коллекции стали частью музейных собраний.

В искусстве более раннего времени изображение костюма было неразрывно связано с идеалами гуманизма, пристальным вниманием к человеку, его манере поведения и образу жизни. Интерес к специфике облика представителей разных стран и народов совпал с появлением книгопечатания в середине XV века и последующим расцветом европейской гравюры.

В центре внимания французских, немецких, итальянских, нидерландских граверов и издателей находились образы представителей разных сословий и видов деятельности. Именно характерное одеяние наиболее отчетливо показывало принадлежность человека к тому или иному этносу или социальной группе. Изображения костюмов выполняли в некотором смысле роль фотографий. Наряду с первыми книгами путешествий, географическими картами, ботаническими атласами они издавались на разных языках и несли в массы расширяющиеся знания о мире.

Альбомы и гравированные серии костюмов XVI–XVII веков сохранились до сегодняшнего дня в штучных экземплярах и представляют особую ценность для музеев, библиотек и частных собраний.

Одним из первых авторов костюмных альбомов был Авраам де Брейн. Сборник гравюр на меди под названием «Omnium poene gentium imagines» (дословный перевод с латыни звучит как «Портреты почти всех народов») был опубликован в Кельне в 1577 году и принес граверу широкую известность[1]. О большом тираже издания кроме его популярности позволяет судить техника печати. Резцовая гравюра на меди выдерживает более тысячи оттисков – значительно больше, чем печатные пластины из других металлов.

Книга состояла из сорока девяти пронумерованных листов и фронтисписа. Полностью сохранившийся экземпляр «Omnium poene gentium imagines» находится в коллекции Гравюрного кабинета в Дрезденском замке-резиденции. В коллекции западноевропейской гравюры Тверской областной картинной галереи хранится пятнадцать листов из этого альбома. Встречаются также отдельные гравюры и комплекты, вручную раскрашенные акварелью.

Размещенные на фронтисписе под названием строки поясняют принцип собранных в альбоме изображений. Адаптируя перевод с латыни к сегодняшним понятиям, можно сказать, что в альбоме собраны иллюстрации наиболее характерного внешнего вида представителей различных народов и сословий.

На каждом листе размещены четыре или пять персонажей на нейтральном фоне, внизу расположены краткие подписи на латыни. Сборник содержит листы, изображающие подданных разных областей Нидерландов, Германии, Венгрии, Польши, Турции и ряда других стран. Неясно, мог ли гравер опираться на собственные натурные наблюдения, поскольку сведений о заграничных путешествиях в его биографии не сохранилось.

Любопытно отметить изображенные на листе 31 типажи знатных московитов[2] в расшитых узорами длинных кафтанах, а также московита и татарина в воинском одеянии. Впоследствии эта гравюра была использована для оформления переиздания книги Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии» и стала прочно ассоциироваться с этим текстом.

На гравюрах показаны характерные одежды, прически и головные уборы, регалии, оружие и доспехи. Художник не стремился передать портретные особенности изображаемых, его внимание сосредоточено на костюмах и атрибутах персонажей. В листах отражено обобщенное представление о внешности современников: женщины изображены в основном молодыми, мужчины в среднем и более зрелом возрасте, все фигуры среднего роста и комплекции, не имеют явных признаков этнической принадлежности.

Лист 1 изображает костюмы горожан – брабантского купца и знатной дамы из Антверпена. В их костюмах прослеживается влияние французской и испанской моды. Мужской наряд имеет характерные черты испанского костюма. Персонаж одет в приталенный хубон с орнаментом и баской, почти скрывающей короткие баллонообразные штаны. Верхний короткий плащ дополнен фальш-рукавами, которые можно было отстегнуть, чулки подвязаны лентами. Головным убором служит плоский берет, шею закрывает трубчатый воротник – брыжи. Характерный воротник произошел от сборки, в которую собирался рюш нательной рубашки под воротником-стойкой. С начала 1570-х годов брыжи трансформировались в отдельный элемент гардероба.

Костюм антверпенской горожанки состоит из длинного плаща с объемными рукавами, надетого поверх платья с растительным орнаментом. Корзина в руках, широкополая конусная шляпа и накидка, позволяющие укрыться от солнца и дождя, повествуют о характере костюма, очевидно выбранного для похода на рынок.

Справа спиной к зрителю расположены персонажи в подобных костюмах с едва заметными вариациями орнамента и декора. В рисунке тканей видна характерная для прикладного искусства нидерландского Ренессанса привязанность к декоративным орнаментам, арабескам. В XVI веке происходит мощный подъем в производстве тканей. Брюгге и Утрехт были крупными центрами ткачества, славились набивными тканями, тиснеными бархатами, вышивкой золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.

Интересен для рассмотрения лист 17 – разновидности костюмов германских воинов. Цветовая гамма одеяний, согласно источникам, была разнообразной и яркой, они кажутся пестрыми даже на монохромной гравюре. Вамсы – куртки с объемными рукавами и пышными басками – украшены разрезами. Мода на разрезы на одежде и даже обуви произошла от ландскнехтов (наемные пехотинцы), которые прорезали трофейную одежду в местах сгибов для удобства движения. Необычный прием декорирования крайне быстро распространился. Разрезы разных форм начали располагать рядами, иногда выпуская сквозь них ткань подкладки, образующую буфы.

Сложно скроены объемные шаровары с парчовыми накладками и орнаментами. Высокие береты украшены перьями, воротники-брыжи застегнуты под окладистые бороды. К поясу прикреплена слева шпага чеканной работы, а справа – короткая рапира. Облегченные доспехи пехотинцев состояли из кольцеобразного воротника, нагрудного панциря, железного шлема и набедренника. Железные доспехи часто заменялись подбитыми камзолами из плотной ткани или буйволиной кожи. В руках персонажей оружие пехотинцев – меч и алебарда; крайний справа изображен знаменосцем.

В некоторые гравюрах альбома автор совмещал типажи разных культур и видов деятельности. На 39-м листе изображен молодой турецкий слуга в меховой шапке с перьями, в одежде с широким подолом поверх полосатой туники до колен. Повар турецкого императора одет в кафтан с закатанными рукавами, высокую шляпу с рисунком в виде ромбов, в руках на лоскуте ткани он держит овощи. Арабский путник изображен в чалме и плаще с остроконечным капюшоном, правой рукой он придерживает клинок. Турецкий лучник – в мягкой шляпе и подпоясанной одежде с короткими рукавами. Персонаж вооружен переброшенным через плечо мечом в ножнах, с другой стороны к его поясу прикреплен колчан со стрелами, а за плечами – лук.

Альбом костюмов Авраама де Брейна обрел популярность уже в свое время и в последующие столетия использовался разными авторами как источник в дальнейшей систематизации материала. Аккуратный рисунок, проработка мельчайших деталей и высокое качество гравюр делают сборник важным изобразительным источником по истории европейского костюма.

[1] В 1581 году в Антверпене вышло дополненное переиздание альбома под названием «Omnium pene Europae, Asiae, Aphricae alque Americae gentium habitus» («Костюмы народов Европы, Азии, Африки и Америки») с подписями на латыни, французском и немецком языках.

[2] Московит (московитка) – житель Московии. Московия – название Русского государства, упоминающееся в западных источниках с XV до начала XVIII века.