«Любитель-антиквар»

В тверской музей картина поступила в июле 1923 года из имения Алексейково (Вышневолоцкий уезд Тверской губернии), последней владелицей которого была Варвара Александровна Лодыгина, а в 1937 году полотно ввиду художественной ценности было передано во вновь образованную Калининскую (ныне Тверская) картинную галерею.

Сведения о биографии художника крайне скудны. Известно, что родился он в 1851 году в Петербурге и с 1871 года на протяжении семи лет был вольноприходящим студентом Императорской академии художеств, за время учебы приобретая различные поощрения. В 1881 году живописец совершил творческое путешествие по Европе, а в 1882-м получил звание классного художника третьей степени.

Знакомство с немногочисленными сохранившимися в российских музеях и время от времени появляющимися на аукционах работами, входящими в живописный корпус произведений Малышева, такими как «Продавец редкостей», «Модель в мастерской», «Курильщик кальяна», позволяет утверждать, что полотно «Любитель-антиквар» по стилистике и выбору сюжета служит декларацией индивидуальной творческой манеры автора и подчеркивает его приверженность к порой чрезмерному насыщению своих полотен деталями, которые, причудливо переплетаясь, становятся визуальными отсылками к разным историческим эпохам и стилям в мировом искусстве.

Погружаясь в созерцание многочисленных «сокровищ» антиквара-любителя, зритель вполне может трактовать картину Малышева и как своеобразную интерпретацию аллегории зрения. Главный герой полотна сидит под сводами залитой солнцем каменной террасы в синем восточном халате, расшитом золотыми драконами. Он бережно протирает старинную женскую статуэтку, своим действием как бы иллюстрируя буквальный перевод с латинского, на котором «antiquaries» значит «касающийся древности». Любительский статус коллекционера выдает эклектичность подбора предметов, не имеющих типологической связи. Среди раритетов – итальянский шлем-бургиньот, лежащий на полу недалеко от восточных мечей. Как будто сошедший с фламандских натюрмортов кубок-наутилус соседствует с венецианской фигуркой арапа в позолоченных одеждах и китайскими фарфоровыми вазами. Японский плоский веер-утива брошен на пол под массивным столиком с маскаронами, на котором стоит изящный ренессансный кувшин. Подобная эклектичность была очень характерна для 1870–1890-х годов и отразилась, по словам С.К. Маковского, в коллекциях «красивой старины», которые собирали многие художники для формирования особой эстетической среды своих мастерских. Такие предметы нередко служили аксессуарами для создания полотен на исторические темы.

Прибегая к использованию приема «картина в картине», художник вплетает в композицию полотна изображения произведений живописи. Слева на мольберте из красного дерева евангельский сюжет «Ecce Homo», за ним на стене в проеме арки портрет женщины, одетой по моде конца XVIII века, в верхнем левом углу виднеется картина «Искушение Св. Иеронима», а чуть ниже, за колонной, висит копия полотна Франсуа Буше «Отдыхающая девушка» из мюнхенской Старой пинакотеки.

Интересно отметить и то, что Малышев с точностью иллюстратора ботанических справочников изобразил более трех десятков видов растений, украшающих террасу антиквара. Многие из них имеют колониальное происхождение, а их аранжировка указывает на то, что собирательская увлеченность героя полотна проявилась в коллекционировании не только предметов искусства, но и ботанических редкостей.

Для того чтобы глубже проникнуть в тайный мир антиквара-любителя и увидеть другие живописные произведения из богатейшего тверского собрания, многие из которых представлены публике впервые, приходите в Восточную башню Тверского императорского дворца.

Спонсоры рубрики:

Айдемир Алискантов

Якуб Алиев