Мир фламандской гостиной
Установление авторства полотен, считавшихся ранее произведениями неизвестных живописцев, – знаменательное событие для любого художественного музея.
Современные средства цифровой коммуникации, благодаря которым с составом музейных коллекций теперь могут ознакомиться люди далеко за пределами экспозиций и фондохранилищ, иногда становятся проводниками в мир удивительных открытий. Пару лет назад частный коллекционер из далекого Якутска Сергей Желинский, который давно и увлеченно собирает полотна фламандского живописца Яна Йозефа Хореманса Старшего, увидев на сайте Тверской областной картинной галереи изображение картины, которая со времени ее приобретения в 1957 году в учетных документах значилась как принадлежащая неизвестному живописцу XVIII века жанровая сцена «Пирушка», сделал предположение о ее авторстве.
В 2019 году специалисты ВХНРЦ имени Грабаря по итогам технико-технологической и стилистической экспертизы не только подтвердили эту версию, но и предложили конкретизировать название работы. Так «Пирушка» неизвестного голландского художника обоснованно превратилась в «Праздничное застолье» мастера Антверпенской гильдии Святого Луки Яна Йозефа Хореманса Старшего (1682–1759), которого за пристрастие к темной цветовой гамме прозвали «Темным».
Жанровая принадлежность небольшого по размеру тверского полотна специалистами по фламандской живописи определяется как «веселящаяся компания» (vrolijk gezelschap). Именно такие сюжеты в силу их востребованности на тогдашнем арт-рынке и стали художественной специализацией Хореманса, который, будучи фламандцем, продолжал традицию малых голландцев Яна Стена, Адриана ван Остаде, Дирка Халса в первой половине XVIII века. Иконография застолий начиная с двадцатых годов XVII века отличается типологическим разнообразием. Программное выражение идеи о радостях жизни могло приобретать в зависимости от замысла художника обличительный, дидактический или сатирический характер.
Многофигурная сцена разворачивается перед нами в пространстве фламандской гостиной. С присущим ему юмором антверпенский жанрист превращает свое полотно в инструмент интеллектуальной игры со зрителем. Каждая деталь в картине становится материалом для многослойной интерпретации.
Поводом для застолья становится, по всей вероятности, заключение брака, на это указывает прическа одной из героинь, волосы которой украшены цветочками флердоранжа, считавшегося символическим атрибутом невесты. Фигура сидящего к нам спиной господина в широкополой шляпе слева – особый композиционный прием, призванный создать у зрителя ощущение собственного присутствия в гостиной. На всех дамах, расположившихся за столом, кроме одной, кружевные головные уборы «а-ля фонтанж», что свидетельствует об их принадлежности к знатным семействам и дает возможность подтвердить датировку полотна первыми десятилетиями XVIII века, ведь позже фонтанжи во Фландрии уже вышли из моды.
Динамику сюжету придает сатирически исполненная фигура пастора, который, провозглашая, очевидно, не первый тост, едва держится на ногах, в запале опрокидывая на выложенный шахматным узором плиточный пол тяжелый стул с подушкой-кушон. Слуга же в красном кафтане, не спешащий подливать ему вино, служит олицетворением умеренности. Внимательный зритель разглядит в правой стороне картины почти спрятанный за дверью дуэт из скрипки и виолоне. Музыка в данном случае выступает фоном для праздничного застолья, а не самодостаточным источником эстетического наслаждения.
Культура жилища фламандцев с их любовью к чистоте, уюту, заботливо подобранным предметам привлекает нас и заставляет присмотреться к любопытным деталям интерьера. Слева у окна кровать с зеленым балдахином. Такая конструкция позволяла дольше сохранять тепло. Если присмотреться к правой части картины, можно обнаружить, что стены гостиной отделаны кожаными обоями с золотым тиснением (goudleer). Они были весьма популярны в благородных домах до второй половины XVIII века. На каминной полке две симметрично расставленные китайские фарфоровые чаши эпохи императора Вань Ли, декорированные синей росписью с флористическими мотивами. Они также считались предметом роскоши.
Стены украшены картинами, которые к тому времени уже превратились в благородный товар и были неотъемлемой деталью частных интерьеров, а сюжеты картин в картине становились дополнительными характеристиками хозяев жилища. Стол покрыт белой скатертью с прямоугольными складками. Современный зритель наверняка подумает, что хозяева так спешили, что не успели тщательно разгладить полотно. Однако наличие складок именно такой формы говорит о том, что в доме был льняной пресс (linnenpers) – устройство, позволявшее гладить скатерти и простыни, наличие которого свидетельствовало о сравнительно высоком уровне достатка и статусе семьи.
Мы рассмотрели лишь немногие, но весьма любопытные детали полотна Хореманса Старшего, а для того чтобы еще глубже соприкоснуться с увлекательным миром фламандской гостиной, приходите в зал западноевропейского искусства Тверской областной картинной галереи.
Спонсоры рубрики:
Айдемир Алискантов
Якуб Алиев