Мир Константина Истомина

Художник, график, профессор живописи Константин Николаевич Истомин (1887–1942) был одним из основателей Вхутемаса-Вхутеина. Много лет он преподавал творческие дисциплины, пройдя все пути переформирования учебного заведения вплоть до образования МГАХИ им. В.И. Сурикова. Его тонкое живописное мастерство в сочетании с активной и вдумчивой педагогической деятельностью, без сомнения, оказали влияние на становление многих московских художников 1920-1930-х годов.

Парадоксальным кажется факт, что имя одного из сильнейших живописцев первой половины XX столетия не известно широкой публике в той же мере, как имена его современников Петра Кончаловского или Роберта Фалька. Основной причиной такой несправедливости по отношению к Истомину, как и к другим «забытым» художникам, стало непростое время, в которое им довелось жить и творить.

Около десятка лет плодотворной творческой жизни мастера отняла армейская служба. Потомственный военный, во время Первой мировой войны он командовал артиллерийской батареей. Участие в боевых походах Красной армии сильно подорвало здоровье художника. После смерти Истомина в эвакуации в Самарканде благодаря его ученику и последователю Леониду Казенину часть его творческого наследия была сохранена и передана в коллекции ведущих музеев России.[1] Безвозвратно утрачены ранние живописные работы и фронтовые рисунки 1913-1922 годов.

Посетители Третьяковской галереи хорошо знают картину «Вузовки» (1933), по праву занявшую свое место в постоянной экспозиции музея. В 2019 году в Инженерном корпусе была представлена ретроспективная выставка более ста произведений Константина Истомина, практически заново открывшая некоторые страницы творческой жизни художника. Впервые широко экспонировались его графические работы, ранее практически незнакомые зрителю.

Графика Истомина разных лет по-своему интересна. Это многочисленные сельские пейзажи и жанровые сценки, виды Армении и Крыма, книжные иллюстрации, эскизы театральных костюмов, серии изящных женских портретов, особенно изображающие натурщицу с короткой стрижкой, послужившую моделью для обеих фигур в картине «Вузовки».

Русско-европейский характер творчества Истомина укоренился еще во время его становления как профессионального художника. В Харькове он получил начальное художественное образование в студии Егора Шрейдера, последователя барбизонской школы.

Во время обучения у Шимона Холлоши в Мюнхене художник выработал внимательность к конструктивному рисунку, логике построения и распределению объемов и масс. Рисунки Истомина, в том числе эскизы к живописным полотнам, почти всегда композиционно завершены. Благодаря своему учителю он также сумел развить ценное умение не «копировать» натуру, а «думать и чувствовать».

Прокладывая собственную дорогу в отечественном искусстве, Истомин всегда ориентировался на достижения старых мастеров, в графике особенно выделяя среди них Рембрандта и Гойю. Лист «Общество в парке» вызывает прямые ассоциации с классическими образцами европейского рисунка. Безликие фигуры очерчены мягкими закругленными штрихами туши. Ритм силуэтов сообщает сюжету некоторую театральность, напоминающую эскиз декорации к спектаклю. Манере автора свойственна свежесть восприятия, он работал в постоянном развитии, сочетая традиционные приемы с неожиданными открытиями. В годы студенчества окружавшие автора молодые художники называли его «московский парижанин».

Художник постоянно изучал и черпал вдохновение в искусстве древности: русской иконописи, фресках, византийской мозаике. С иконописными образами можно легко соотнести рисунок «В комнате». Достаточно обратить внимание на пластику фигуры юноши, абрис и наклон его головы, позу и положение за столом, развернутое к зрителю пространство интерьера. Некоторые рисунки 1910-1920-х годов отличаются угловатостью линий и экспрессивностью образов, к примеру карандашные наброски и акварели, выполненные во время дипломатической командировки в Армению. Вероятно, рассматриваемый рисунок можно отнести к этому периоду.

Автор часто не изображает или оставляет лишь намеченными лицо и кисти рук модели. Главным для него является поиск целостного образа, а детализация отступает на второй план. Техническая завершенность уступает место выразительности. В автобиографических заметках он отмечал: «Невольно ограничив себя эскизами и этюдами, т.е. работой главным образом лабораторного порядка, я много работал над вопросами техники и мастерства».

Художник считал, что произведение есть «рассказ» о реальности. Найденный им литературный термин очень наглядно отражает суть любого искусства. Так, например, художественная литература – не вымысел, а осмысленная и подчеркнутая писателем правда. В живописи и графике Константина Истомина эта теория проявляется в простоте средств и выразительности образов. Он показал в своих произведениях мир человека, увиденный и рассказанный тонко чувствующим натуру художником.

[1] Оба представленных рисунка происходят из архива Л. Казенина. Они поступили в собрание Тверской областной картинной галереи при содействии галереи «Ковчег». В 2023 году рисунки прошли полную реставрацию в мастерской графики, редкой книги и документов на бумаге ВХНРЦ им. ак. И.Э. Грабаря в Москве.