На мгновение в Венецию

В общении с людьми нам зачастую важно знать, где наш собеседник бывал и что видел. Впечатления, знания и житейский опыт, полученные вдали от привычного окружения, формируют в человеке широту кругозора, умение смотреть на жизненные ситуации с разных точек зрения, воспитывают характер и индивидуальность личности.

Люди начали путешествовать задолго до появления привычных нам туристических компаний с гидами, страховками и проверенными маршрутами. Еще древние римляне могли свободно передвигаться на большие расстояния, создав вполне развитую по меркам античности дорожную сеть. Средневековые паломники отправлялись в далекий путь к заграничным святыням. Стремление открыть новое и перенять культурный опыт увековечило в истории имена Христофора Колумба, Васко да Гама и других путешественников-исследователей.

В XVIII–XIX веках заграничные поездки становятся неотъемлемой частью образовательного процесса в разных сферах. Развитию русской культуры и искусства способствовали «пенсионерские»[1] поездки молодых художников, участившиеся благодаря появлению железнодорожного сообщения. Наконец, с середины XX века развитие авиации предоставило современникам удивительную возможность оказаться почти в любой точке земного шара за считаные часы.

Однако в сегодняшних реалиях путешествия по миру в силу разных причин подвергаются ограничениям или оказываются непозволительной роскошью для многих. В таких обстоятельствах мы невольно испытываем желание восполнить недостаток впечатлений, своеобразный «туристический голод», знакомый заядлым путешественникам.

Волшебной пилюлей от культурного истощения могут стать воспоминания, дневники, путевые заметки и зарисовки талантливых людей, привезенные из разных уголков мира. Одним из таких художников-путешественников был блестящий график Анатолий Владимирович Кокорин. Значительную часть его творческого наследия составляют рисунки, выполненные в многочисленных поездках по просторам родной страны и зарубежья.

Анатолий Кокорин родился в 1908 году в городе Демидове Смоленской губернии. Он рано потерял отца, с детства привившего сыну интерес к рисованию. Вскоре по трагической случайности погибли мать и сестра. Вместе с семьей тети Анатолий более года прожил в Англии, где впервые взял в руки этюдник и краски, а затем пару лет в Германии, где активно посещал музеи, увлекся ксилографией и начал получать первый заработок иллюстрированием книг. В возрасте пятнадцати лет он уже не сомневался в своем намерении стать профессиональным художником.

Досрочно закончив Пермский художественный техникум, Кокорин поступил в Московский ВХУТЕИН. Ему посчастливилось учиться у талантливых графиков Павла Яковлевича Павлинова и Сергея Васильевича Герасимова, у выдающегося плакатиста и педагога Дмитрия Стахиевича Моора (Орлова).

Привычку путешествовать и накапливать новые впечатления, выработанную еще во время проживания за границей, за годы учебы молодой художник развил и превратил в свой основной творческий метод. Кавказ, Магнитогорск, Херсон, Средняя Азия, Азовское море – в поездках Кокорин стремился как можно больше работать с натуры, охватить разнообразие природы и запечатлеть ее по-своему, выявить и отточить свою индивидуальную манеру перевода увиденного образа на чистый лист бумаги.

Но настоящего мастерства рисовальщика автор добился позднее. В начале 1940-х годов он много и плодотворно работал над агитационными листовками и плакатами. Будучи фронтовым художником, Анатолий Кокорин прошел тяжелый освободительный путь вместе с советскими войсками. Сотни натурных рисунков, остро и наблюдательно показывающих жизнь солдат, помогли ему выработать свой неповторимый узнаваемый стиль.

Во время зарубежных творческих поездок 1950–1960-х годов Кокорин продолжал активно вести дневники, делал в них записи и рисунки. Беглыми линиями намеченный натурный рисунок стал основой всех его композиций. Путешествуя по Англии, Шотландии, Голландии, Франции, Чехословакии и другим странам, художник не ограничивался шумными столичными улицами, стремился больше работать в небольших городах и деревушках, уловить и прочувствовать местный колорит. Из поездок привозил два–три внушительных альбома с набросками. Сам художник писал: «У каждого города есть присущий только ему аромат. Аромат переулков, улиц, мостовых. Сердце всегда сильно-сильно бьется, когда впервые вступаешь на мостовую нового города».

Путешествуя по городам Италии, он впервые приехал в Венецию. Изрезанный узкими каналами город-мираж, его неповторимый ритм и призрачная красота произвели на художника сильное впечатление: «За каждым поворотом тебя ожидает или новый канал, или еще невиданный тобой мостик, или маленькая площадь, выложенная светлыми плитами. На площади собор, около собора цветные столики траттории».

Городской пейзаж Кокорина настолько органичен, что сложно выделить в нем главное и второстепенное. Каждый изгиб линии и самый короткий штрих занимают на бумаге нужное место для создания цельного одушевленного героя, которым является сам город. Для своих венецианских зарисовок автор выбирает острый выразительный штрих, местами дрожащий подобно отражению в воде. Контурами намечены полосатые столбы причалов и разновысотные домики, плотно приткнувшиеся друг к другу, будто опасаясь расплыться по бухте как поплавки.

В большей мере, нежели причудливая архитектура, внимательного художника занимает жизнь сегодняшнего дня, происходящая на городских улицах. В паре штрихов он подмечает то почти неуловимое, что дает нам представление о характере, темпераменте и образе жизни незнакомцев, говорящих на иностранном языке. Горожане заняты рутинными делами, округлые спины гондольеров словно приняли форму низеньких горбатых мостов. Живой натурный рисунок, освобожденный от лишних деталей, автор всегда дополняет доброжелательной иронией.

«Удивляться, удивляться надо всё время, – отмечал художник. – Я для себя решил: как только перестану удивляться, на следующий же день бросаю свое ремесло…»

Путевые зарисовки Анатолия Кокорина, человека сложной судьбы, проникнуты невероятным оптимизмом и интересом к жизни во всех ее проявлениях. Годами он путешествовал по миру с альбомом за пазухой и карандашом в руке. Бодрая наблюдательная линия, простота и непосредственность его рисунков позволяют нам на мгновение перенестись на узкие, пахнущие тиной венецианские улочки, пригнуть голову под сводом исторического моста, понаблюдать за остроносыми гондолами, неспешно плывущими по узким артериям каналов.

[1] Пенсионер – художник, получавший денежное обеспечение от Академии художеств для поездки за границу (в Российском государстве до 1917 г.).

Спонсоры рубрики:

Якуб Алиев