«Натурщицы» Владимира Лебедева

О Владимире Лебедеве можно говорить как о ярком представителе ленинградской школы, признанном иллюстраторе детской книги, значимом мастере советского политического плаката, смелом авторе сатирического рисунка, живописце с новаторским взглядом на манеру кубизма, и главное – как о вершине в истории мирового и отечественного рисунка. Именно в натурном рисунке, лишенном сюжета и повода, отчетливее всего проявился талант многогранного художника.

Сохранились сотни рисунков натурщиц, выполненных Лебедевым на разных этапах творческого пути. Уже в ранних зарисовках, предшествующих его увлечению кубизмом, прослеживается удивительная цельность образа. Умение обобщать и выбирать для изображения главное и характерное художник приобрел, работая в жанрах плаката и карикатуры. К последовательной и вдумчивой работе с натурой Владимир Лебедев обратился во второй половине 1920-х годов, на закате русского авангарда.

В зрелости Владимир Васильевич признавался: «Чтобы понять мое творчество, нужно знать и помнить, что я художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее то, что меня сформировала духовная атмосфера того времени. Туда уходят корни всех моих идей и замыслов. Дух двадцатых годов я стремился пронести сквозь всю мою жизнь».

Натура в искусстве Лебедева – отнюдь не средство художественной тренировки, а важнейший аспект творческого постижения мира. Подобно французским импрессионистам, художник видел в пластике женского тела воплощение эстетической гармонии природы.

Бесчисленные натурные штудии сложились в крупную и значительную графическую серию. Мотивы рисунков разнообразны: обнаженная или полуобнаженная модель, девушка в купальном костюме, женская фигура со спины, сидящая с гитарой, акробатка, балерина. Редко встречаются портретные черты, в основном лицо модели размыто или обозначено условным пятном. Намного большее внимание автор уделяет характеру поз и жестов изображаемых.

Исследователи творчества Владимира Лебедева выделяют небольшую серию «Танцовщица», выполненную в 1927 году. Моделью для рисунков стала вторая супруга художника Надежда Надеждина – артистка балета, солистка Большого театра. Созданный художником невесомый, летящий образ танцующей в балетной пачке проникнут воздушной поэзией танца.

Некоторые наброски выполнены карандашом или тушью, однако предпочтение автор отдавал технике черной акварели или ламповой копоти. Этот черный пигмент обладает глубоким бархатистым тоном и одновременно способен размываться в легчайшие и тонкие полупрозрачные слои. В рисунках Лебедева эта техника раскрывает свой потенциал с особенной легкостью и естественностью.

Публикуемые в статье рисунки являются прекрасным примером виртуозной работы в градациях черного цвета. Силуэты натурщиц в акробатических костюмах отмечены гармонией контрастных пятен, противопоставлением света и тени, выявляющим объем и форму в пространстве. Фигуры словно растворяются в световоздушной среде. Автор тщательно выбирает и подчеркивает на первый взгляд незначительные детали: элементы костюма, положение рук или наклон головы. Желание показать модель в естественном для нее движении – результат аналитического взгляда на натуру, углубляющего достоверность образа.

Размытые пятна близких оттенков серого образуют мягкий и почти осязаемый силуэт обнаженной, сидящей спиной к зрителю. Умелая работа мастера с чистой поверхностью листа и ее способностью пропускать через себя свет делает рисунок легким, полупрозрачным. Художник практически избегает контурной линии. Прикосновение кисти к бумаге создает абрис фигуры вместе с ее объемом. Вариации плотности пятна и тонкости размывки подчеркивают пластическую выразительность формы.

Сверх графического мастерства рисунки Владимира Лебедева впечатляют своей живостью, искренним отражением трепетной красоты натуры, увиденной художником. Каждый набросок обладает особым эмоциональным строем, возникающим при восприятии модели. Чуть ли не главное в них – недосказанность, та часть образа, которую невозможно изобразить, но можно направить глаз и воображение смотрящего. И зримыми для нас становятся непрорисованные на бумаге силуэты, краски и фактуры. Орест Верейский писал о Лебедеве: «Он владеет нашим воображением так же властно и свободно, как акварелью, когда, дав ей растекаться по бумаге, точно знает, где остановится капля или какую форму примет пятно на месте соединения двух затеков».

Натурные рисунки Владимира Лебедева представляют синтез графической точности с живописной свободой. Продуманность каждого тронувшего бумагу штриха сочетается в них с легкостью и тонкой поэтичностью образа. Созданные в пору расцвета творческих исканий автора, отмеченные его выраженной индивидуальностью, они принадлежат к числу лучших образцов отечественной графики XX века.