«Нищие». Офорты Жака Калло

Жак Калло (1592–1635)
Французский рисовальщик и гравер. Родился в Нанси в семье герольда Лотарингии. Первые уроки рисования получил у витражиста Клода Анриэ и ювелирного мастера Деманжа Крока. В 1607 году уехал в Рим, обучался мастерству резцовой гравюры у Антонио Темпесты и Филиппа Томассена. В 1614 году, переехав во Флоренцию, учился основам работы в технике офорта у Джулио Париджи, поступил на службу к герцогу Тосканскому Козимо II Медичи. В 1621 году вернулся в Лотарингию, был придворным художником. Умер в Нанси в возрасте сорока трех лет. Работал в основном в технике офорта, создал около полутора тысяч композиций, многократно тиражированных еще при жизни автора.

Нищий. Какие эмоции моментально вызывает у нас это слово? Согласитесь, в первую очередь негативные – огорчение и жалость, неприязнь и опасение, возможно, даже отвращение, ненависть и протест: «Да сколько можно! Опять грязные бродяги собрались вон там у забора, а у нас этой дорогой дети в школу ходят, безобразие…»

Мы точно знаем, можем даже проверить себя словарем Ожегова, что «нищий» означает крайне бедный, неимущий, живущий подаянием. Это нарицательное существительное, с ходу рассказывающее нам про материальный статус и положение в обществе, даже не требует уточнения «человек».

А ведь каждый нищий, которого нам доводилось встретить, в первую очередь Человек, чей-то отец или сын, чья-то сестра или мать, личность, судьба, жизненная история. Может ли в современном мире образ нищего вызвать в нашем сознании чувства из противоположной категории? Например, сопереживание и сожаление, заинтересованность и любопытство, а может быть, даже симпатию и вдохновение?

Поразмышлять над этим непростым вопросом побуждают нас произведения Жака Калло, блестящего французского гравера XVII века, творившего на рубеже двух эпохальных художественных направлений, когда в изобразительном искусстве еще сохранялись традиции итальянского маньеризма, но уже начинала формироваться причудливая эстетика барокко.

В отличие от большинства художников своего времени Жак Калло не пробовал себя в живописи. Средствами создания своих произведений он выбрал исключительно графические техники – рисунок и гравюру. Рисунку он зачастую не добавлял светотеневых переходов или тональных заливок, лишь линией и штрихом создавая объем и плотность изображаемой формы. Обращению мастера к искусству эстампа можно найти и более прозаичное объяснение: гравюра в XVII веке представляла собой наиболее массовый вид искусства, была доступна широким слоям населения и, как следствие, пользовалась бо́льшим спросом.

Излюбленной гравировальной техникой автора был офорт. Стоит рассказать в двух словах о специфике этой техники. Как и другие разновидности гравюры на металле, офорт основан на технологии «глубокой печати». Рисунок на бумаге отпечатывается из углублений, выполненных мастером в металлической пластине, при ее прокатке через офортный станок.

Отличие же состоит в дополнении технологии процессом химического травления кислотой. Металлическую доску мастер покрывает лаком сложного состава и наносит рисунок по лаку специальной иглой. Затем происходит травление. Нетронутый слой лака предохраняет металл от воздействия кислоты, за исключением линий рисунка, выполненного художником. Так кислота, заменяя сложную работу резцом, «проедает» в металле нужный рисунок. Остается только заполнить углубления краской и с помощью станка сделать оттиск на бумаге. По сравнению с резцовой гравюрой офорт открывает перед художником новые возможности для пространственных решений, добавляет линиям мягкость и рукотворность.

Жак Калло не только достиг виртуозного мастерства в технике офорта, но и внес собственные коррективы в историю ее развития. Он впервые стал покрывать гравировальные доски не мягким, а твердым «флорентийским» лаком. После травления по твердому лаку линии получались четкими и ясными. Можно было проводить тончайшие штрихи, рисовать мелкие детали и предметы. Благодаря прочности лака травление печатной доски можно было повторять многократно, что позволяло создавать в оттисках тонкие градации тона и добиваться нужного выразительного эффекта.

Сюита «Нищие», выполненная ровно четыре века назад, в 1622 году, стала одной из самых популярных и копируемых серий в творчестве талантливого офортиста. Серия состоит из двадцати пяти листов, изображающих, если можно так выразиться, разновидности и типы итальянского нищенства. Почему итальянского? Дело в том, что автор гравировал сюиту, уже вернувшись в Нанси, по своим рисункам, выполненным во время проживания в Италии.

Помимо лаконичной штриховки, обозначающей плоскость земли, на этих листах отсутствует какой-либо фон. Для произведений Жака Калло в целом характерен контраст размеров переднего и заднего планов, сообщающий грандиозность главной сцене или герою. Здесь же всё внимание художник сосредотачивает на фигуре нищего, не считая нужным даже в паре штрихов наметить окружающий пейзаж. Этот прием концентрирует внимание зрителя на типаже изображаемого, деталях его одежды, предлагая рассмотреть их пристально, как эскиз костюма для театральной постановки. Вместе с тем изображение фигуры в пустом пространстве в некоторой степени усиливает ощущение одиночества персонажа.

Художник показывает отверженных обществом людей. Это калеки, слепцы, бродячие музыканты, нищенки, просящие милостыню. Нищий в лохмотьях волочит за собой травмированную ногу. Молодая мать походя кормит малыша, второй ребенок выглядывает из-за ее спины, а рядом третий, постарше, сжавшись от холода, старается спрятать руки в рукава. К запястью хромого старика привязан кувшин для подаяний, ведь обеими руками он вынужден опираться на трость при ходьбе. В увиденных художником образах вместо убогости ощущается былое благородство, вместо униженности угадывается печальное смирение с несправедливостью судьбы. Живая выразительность линии придает рисунку еще более меланхолический характер.

Знаток искусства всех времен и народов Александр Бенуа писал: «Переходя через перо и резец Калло, формы жизни приобретали совершенно новый облик, получался ка­кой-то «маскарад жизни», под личинами которого, однако, продол­жали жить не куклы, а подлинные человеческие души»[1].

Возвращаясь к этимологии, можно вспомнить, что в переносном значении слово «нищета» означает упадок духа, духовное опустошение. Выбор автором такой неоднозначной темы отражает новое мироощущение эпохи, отличное от идеалов Возрождения – представлений о гармонии природы и человека. В своих офортах Жак Калло заостряет внимание на сложности, изменчивости, несовершенстве окружающего мира, его несправедливости по отношению к человеку.

Очевидно огромное влияние его творчества на современников Стефано дела Белла и Израэля Сильвестра, художников последующих эпох Антуана Ватто, Франческо Гварди, Гюстава Доре. Манера Калло вышла за пределы изобразительного искусства и отразилась в литературных произведениях Эрнста Гофмана, Виктора Гюго и Эдгара Алана По.

Не угасает это пламя и сегодня. Стремление к познанию меняющегося мира через творчество делает произведения Жака Калло живущими вне времени, дает нам пищу для размышлений спустя четыре сотни лет с момента их создания. Поразительная искренность, с которой передана в эстампах жестокая реальность жизни, не скрывает от нас правды, но побуждает наш ум к более глубокому ее пониманию.

 

[1] Бенуа А.Н. История живописи. Т. IV. СПб.: «Шиповник», 1916. C. 149.