Поворот к кубизму
Творчество истинного художника, тонко чувствующего суть современного ему времени, крайне редко бывает понято и признано сразу. Несколько десятков лет может пройти с момента создания произведения до момента возникновения интереса к нему как к уникальному образцу культуры и искусства. Так случилось и с творчеством Антонины Федоровны Софроновой (1892–1966). Жестокая борьба с формализмом и беспредметностью в искусстве определила судьбу ее работ 1920-х годов. Почти полвека им пришлось ждать своего зрителя. Первая персональная выставка художницы состоялась в 1962 году. К счастью, сегодня рисунки Антонины Софроновой являются достоянием ведущих музеев страны и привлекают новых почитателей ее таланта.
Антонина Федоровна получила хорошую школу профессионального мастерства, с энтузиазмом занимаясь в студиях Ф.И. Рерберга и И.И. Машкова. Уже в начале своего пути в искусстве она приняла участие в выставках «Бубнового валета» (1914) и «Мира искусства» (1917). Но в рамках существующих течений не осталась и находилась в поисках нового творческого подхода. Много работала в графических техниках. Графику Софронова всегда рассматривала как полноценный вид творчества, не ограничиваясь эскизами к живописным работам.
«Надо безоговорочно доверять себе, своему вкусу и пониманию, а остальное всё послать к черту… Не нужно стиля! Не нужно мастерства! Не нужно композиции. Остается образ и его борьба с материалом, отсюда родится стиль, мастерство и композиция» – выдержка из автобиографического дневника А.Ф. Софроновой, изданного под емким названием «Записки независимой», отсылающим нас к «Обществу независимых художников», на почве которого в начале XX века появился кубизм.[1]
1920–1921 годы – короткий и одновременно насыщенный период ее деятельности. В это время Антонина Федоровна преподавала рисунок и живопись в Тверских свободных государственных художественных мастерских вместе с Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым. Совместная работа двух самобытных авторов во многом повлияла на выбор тем и средств изображения.
Работая преимущественно в монохромной графике, она обращается к приемам кубизма и конструктивизма. Серия беспредметных «Конструкций» не уступает по смелости пластической мысли произведениям Александра Родченко. Приемы конструктивизма помогали ей в преподавании – абстрактная геометрия была хорошей основой для ученических занятий.
Иллюстрирующие статью рисунки в манере кубизма «Автопортрет» и «Мужской портрет» выполнены углем. Софронова мастерски использует выразительные средства этого материала, создавая объем изображаемого объекта с помощью мягко растушеванных пятен в сочетании с острыми линиями, рисующими форму.
О кубистическом методе разложения формы Софронова писала: «Смысл современного левого искусства – нарушение физической конструкции предметного мира ради логической конструкции картины». Она глубоко осознавала пристальный анализ формы, с которого начинал свои опыты в кубизме Пабло Пикассо. Сознательная деформация натуры служит стремлению осязать, тактильно осмыслить изображаемый предмет, изобразить его как бы одновременно снаружи и изнутри. Объемную форму кубисты раскладывают на составляющие с целью увидеть ее геометрическую основу и собирают заново из плоскостей и линий в условном пространстве картины.
Приемы кубизма были живо восприняты учениками Антонины Федоровны. На организованной в Твери выставке работ СГХМ в 1921 году были представлены кубистические портреты и натюрморты и даже прогрессивные объекты с включением различных фактур и предметов. Сегодня мы называем их инсталляциями.
Нужно ли говорить, что выставка не была понята зрителем. Молниеносно в газетах появилась разгромная насмешливая статья: «Вы беспомощно оглядываетесь: из угла на вас строго смотрит разложенное по всем правилам кубизма лицо маэстро. Смотрит оно на вас всепонимающим квадратным окном и ничего не говорит. Будь вы одни, вам стало бы жутко, но вокруг вас движутся живые, не разложенные еще на части люди, и вы, не роняя своего достоинства, по виду бодро проходите в следующий зал».[2] Софронову и Соколова уволили, преподавательский состав мастерских был заменен на соответствующий крепнущему реалистическому подходу.
Но можно ли отменить и запретить настоящее творчество? Позднее Антонина Софронова отмечала в дневниках: «Воображение – неспокойный элемент человеческого духа … находит новые углы зрения на предметы и явления». Найденные в рисунках начала 1920-х годов приемы и методы она в дальнейшем трансформировала в декоративные композиции, работая в книжной и журнальной графике. Художественное оформление книжных обложек и форзацев требовало стилизованных пластических решений и при этом не вызывало подозрений в формализме.
Работы 1920-х годов позволяют рассматривать забытое на полвека творчество Антонины Софроновой как интереснейшее явление в контексте русского авангарда. Смелый подход, постоянный поиск нового и привычка вглядываться в самую суть происходящего сформировали в ее искусстве оригинальный художественный образ, проявляющий свою силу и цельность даже в небольших графических листах.
[1] Первая групповая выставка художников-кубистов состоялась в «Салоне Независимых» в Париже весной 1911 года.
[2] В.К. «Буржуа, на карачки! (На выставке кубистов)». «Тверская правда». 15 мая 1921 г.
Спонсоры рубрики:
Якуб Алиев