Прогулка по набережной Сены
В начале прошлого столетия Париж, где рождались и сменяли друг друга новейшие художественные течения, стал центром притяжения русских мастеров, которые устремились туда в поисках вдохновения. Однако историк искусства Степан Яремич в одном из своих эссе, опубликованном в газете «Биржевые ведомости» в марте 1916 года, сетовал на то, что «русские художники, несмотря на большую любовь к Парижу, мало останавливаются на его внешнем облике».
Полотно Николая Досекина «Париж. Вид с моста Сен-Мишель на набережную Орфевр и бульвар дю Пале», написанное в первой четверти XX века, – достойный ответ на претензию критика. Оно погружает нас в атмосферу улиц французской столицы: силуэт готического шпиля звонницы Сен-Шапель, брандмауэр с рекламой, приглашающей на представления знаменитого цирка «Медрано», газетчики, перекрикивающие шум движущихся омнибусов, прохожие, идущие по мосту Сен-Мишель, мансарды, залитые весенним солнцем, и утопающий в зелени бульвар дю Пале.
Сын знаменитого русского фотографа, владевшего ателье в Харькове и в Москве, Николай Васильевич Досекин обучался живописи у пейзажиста Александра Александровича Киселева, а совершенствовать свое мастерство, отдавая дань тогдашней моде, отправился в Париж. Круг его общения во французской столице довольно широк: Валентин Серов, Максимилиан Волошин, Александр Бенуа, Елизавета Кругликова, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Алексей Толстой.
Среди знатоков русского импрессионизма особенно ценными считаются работы Досекина, принадлежащие именно к парижскому периоду его творчества, длившемуся с 1896 по 1914 год, когда мастер подолгу жил в Латинском квартале и был завсегдатаем салонов и художественных ателье. К сожалению, наследие Досекина в России сохранилось весьма фрагментарно, и имя его сегодня известно в основном в среде специалистов, хотя мастер был деятельным участником художественных процессов как в России, так и в Европе. Он входил в знаменитое «Общество 36 художников», был одним из основателей и постоянных экспонентов «Союза русских художников». Список выставок с его участием довольно внушителен. Среди них выставки Товарищества передвижных художественных выставок (1888–1900), Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде (1896), Парижский салон (1906), Выставка современного русского искусства в Вене (1909), Всемирная выставка в Риме (1911). По меткому замечанию Максимилиана Волошина, Досекин «оказался единственным в своем поколении, у которого хватило мужества не зафиксироваться в своем внешнем успехе, отказаться добровольно от известности и уйти в поиски за новыми достижениями. Он глубоко и критически пережил все современные французские течения и осторожно, ощупью намечает свой собственный, вполне самостоятельный выход».
Вид с моста Сен-Мишель на набережную Ювелиров (Орфевр) был одним из излюбленных сюжетов городских пейзажей. Окрестности Сите были весьма популярны среди художников. Здесь же располагались многие студии и мастерские. Так, в белом здании с мансардой, которое мы видим на картине, когда-то находилась одна из довольно влиятельных неформальных художественных институций Парижа – Академия Сюисса (Académie Suisse). С ней неразрывно связаны имена Моне, Писарро, Сезанна. Еще более ценным для нас делает этот динамичный городской пейзаж то обстоятельство, что спустя некоторое время после создания полотна дом номер 4 по набережной Орфевр навсегда исчез с карты Парижа. В 1905 году участок, на котором он находился, был выкуплен, и здесь архитектором Джозефом Альбертом Турнэром в 1908–1911 годах было возведено здание, призванное завершить современный ансамбль Дворца правосудия. В городском архиве Парижа хранится эскиз фасада Tribunal Corretionnel, принадлежащий Турнэру, на котором архитектор пытается совместить проектируемое здание и шпиль капеллы Сен-Шапель. Интересно отметить, что сам процесс реконструкции квартала на углу набережной Орфевр и бульвара дю Пале неожиданно попал на полотно Альбера Марке «Мост Сен-Мишель в Париже» (1908), приобретенное Иваном Щукиным в 1911 году и ныне хранящееся в ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Спонсоры рубрики:
Айдемир Алискантов
Якуб Алиев