Современник завтрашнего дня

Для художника, желающего рассказать о современности, крайне важно умение выделить главные характерные черты жизни сегодняшнего дня. Не многие авторы способны сделать это широко, охватив вниманием полную картину и не добавляя субъективной оценки изображаемому сюжету. Возникает также сложность поставить современность на некую точку в истории, приняв во внимание не только прошлое, но и будущее. Чем важно то или иное событие в настоящем, будет ли оно считаться важным завтра или несколько десятков лет спустя? В этом смысле талантливый художник-современник наделен обостренным чувством момента. Как настоящий провидец, он раньше многих способен оценить неповторимость происходящего здесь и сейчас. Это верный путь к созданию произведений, находящих живой отклик в сердцах зрителей.

Одним из таких художников был советский график Владимир Ветрогонский. Владимир Александрович вырос в Вологодской области, на родине отца. Едва успев начать художественное образование, в 1941 году ушел добровольцем на фронт. После войны закончил графический факультет Академии художеств, где учился у А.Ф. Пахомова. С 1951 года Ветрогонский, будучи аспирантом, начал преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, многие годы с успехом участвовал в отечественных и зарубежных художественных выставках.

Его графические серии 1950-х–1980-х годов «Заводские будни», «Шахтеры», «Северная Магнитка», «Волго-Балт» посвящены современной автору эпохе новой индустриальной реальности. Многочисленные наблюдательные зарисовки складываются в увлекательное повествование об окружающей действительности, стремительно меняющейся жизни и благородном труде ее строителей. Взяв размах в панорамных видах строящихся заводов и предприятий, художник сосредотачивает внимание на подчеркнуто величавых портретах рабочих, металлургов, речников. В жанровых сценах автор запечатлел их мужество и трудовой подвиг.

Над серией «Северная Магнитка» художник работал на протяжении нескольких десятилетий. Ее составляют сотни рисунков, акварелей, литографий и линогравюр, сделанных в рамках творческих командировок на Череповецкий металлургический комбинат – один из крупнейших в стране и мире заводов по производству стали, младший собрат знаменитой Магнитки (Магнитогорский металлургический комбинат).

Работа «Дороги» из этой серии изображает с детства окружавший художника пустынный северный пейзаж, наполненный новыми силуэтами. На фоне серого неба ровными рядами выстроились опоры линии электропередачи. Соединенные проводами ажурные металлические вышки снабжают энергией громадный завод, очертания которого видны на горизонте. По заснеженным холмам к нему налажено движение грузовиков. Участвует в работе комбината и железная дорога: на первом плане автор изобразил стрелочницу, поднявшую сигнальный фонарь на железнодорожном путепроводе. Сиротливо, но уверенно выглядит фигура представительницы забытой сегодня профессии на фоне индустриального пейзажа. Работа каждого человека важна для общего большого дела.

Одновременно единство и контраст пейзажа природы и нового промышленного пейзажа еще отчетливее проявляется в литографии «Первая весна». Над макушками цветущих молодых деревьев возвышается огромная доменная печь, пускающая ввысь клубы белого дыма. В историю Череповецкого завода доменная печь № 5, способная производить 14 тонн чугуна в сутки, вошла с ласковым народным именем «Северянка». После запуска в 1986 году Северянка стала крупнейшей доменной печью в Европе и сохраняла первенство в мире на протяжении двадцати лет, за что удостоилась включения в Книгу рекордов Гиннесса.

Эпическую картину работы молодого завода-гиганта мы видим в графическом листе «Ковш». Большую часть композиции занимает черная громада сталелитейного ковша – сосуда для транспортировки и разлива стали. Так малы на его фоне фигурки сталеваров-литейщиков на ярусных площадках заводского цеха, бесстрашно управляющих движением тонн раскаленного металла. Автор освобождает композицию от лишних деталей, тем самым достигая большей емкости образа. Свободный живописный штрих литографского карандаша живо передает оранжевый жар искрящейся стали.

Вступительная статья к каталогу персональной выставки Ветрогонского 1974 года начинается с трогательного признания Владимира Александровича: «…Собираясь в очередную творческую поездку из Ленинграда в Череповец, где ныне растет и развивается новый индустриальный металлургический центр, я волнуюсь, как и в первый раз. Удастся ли сделать всё, что задумано, хватит ли сил выразить величие и мощь увиденного, какими средствами передать красоту, что всякий раз по-новому обжигает душу».

Литография «Я – речник» входит в графический цикл Ветрогонского, посвященный работе Волго-Балтийского водного пути. Многочисленные листы автор посвящает не менее крупному по сравнению с металлургической промышленностью инженерному комплексу советского времени. Впечатляют силуэты шлюзов и портовых кранов, плотин и дамб гидроэлектростанций. Большое внимание художник уделяет труду моряков и речников. В рисунках много воздуха, света, движения. Жизнерадостный портрет моториста Германа дарит ощущение молодости и бодрости, легкости на пути к новым свершениям. Выразительная простота рисунка проникнута присущим автору оптимизмом и искренней верой в будущее.

Графика Владимира Ветрогонского – это лирический памятник эпохе советских промышленных гигантов. Автору близка особая романтика силуэтов домен и газгольдеров, корабельных шлюзов и линий электропередачи. На бумаге он сумел мастерски передать глубокое чувство радости и гордости, сопричастности к строительству нового мира. Предназначение художника-современника он видел в стремлении увековечить благородный труд создателей крепкой основы жизни будущего. Сила этого художественного повествования отзывается в сердце и сегодня, напоминая живущим в «новом мире» о его истинных и вечных ценностях.

Спонсоры рубрики:

Якуб Алиев