«Для услаждения чувств…»

История создания русского фарфора была продолжительной, увлекательной и временами трагичной. В XVIII–XIX веках фарфор был предметом роскоши и стоил очень больших денег (неслучайно его называли «белое золото»). Снежная белизна и тонкость этого (ныне обиходного) материала дополнялась изысканными рельефами, скульптурными накладными элементами, цветными глазурями, золотом и восхитительными росписями «на разные сюжеты»: портреты, букеты, бытовые и военные сцены. В XVIII столетии фарфор стремились иметь преимущественно «для любования» и, как говорили в те времена, «для услаждения чувств…» Позднее, когда фарфоровое производство в России набрало силу, предметы из него стали использовать по назначению – в быту, в интерьере и для сервировки парадных застолий «по особому случаю…»

…Путешествуя по Европе с Великим посольством, Петр I (и до коронации его императором, да и после нее) был восхищен великолепием убранства трапез монархов. (Конечно, вспоминалась ему русская дворцовая посуда для подачи кушаний: чарки, тарели, чаши, искусно выполненные из драгоценных металлов мастерами Оружейной палаты. Именно ими пользовалось царское окружение во времена юности Петра Великого – как в сказках: «на злате-серебре едали».) Император привез из своих путешествий не только малопривлекательные экспонаты для Кунсткамеры, но и полученные в подарок «фарфоровые безделицы». Сам государь был неприхотлив: мог легко есть и пить из солдатской оловянной посуды, но для страны своей всегда хотел всего самого лучшего и прогрессивного. Перестраивая государство на «европейский манер», Петр задумал основать первую порцелиновую (так тогда называли фарфор) мануфактуру «для выделывания кукол (скульптуры) и всякой посуды», но не успел – создание новой столицы, Северная война, потом Персидская… В общем, было не до фарфора. Мечту Петра I осуществила его дочь – именно в царствование Елизаветы Петровны в 1744 году была основана порцелиновая мануфактура, переименованная в 1765 году в Императорский фарфоровый завод. Опыты по созданию отечественной фарфоровой массы были тяжелыми и долгими. Приглашенные иностранцы не спешили делиться «фарфоровым рецептом», хотя деньги, причем немалые, брали охотно. Однако фарфор в России всё-таки был изобретен и по качеству не уступал саксонскому и французскому. Императорский фарфоровый завод стал работать для нужд императорского двора, а в будущем должен был «удовольствовать фарфором всю Россию». Великолепные сервизы, декоративные скульптуры, вазы, выполненные на этом предприятии, хорошо известны и украшают многие музейные коллекции.

В 1809 году завод приступил к исполнению особого заказа – большого парадного сервиза для Зимнего дворца. Так случилось, что работа над ним длилась несколько десятилетий: он постоянно дополнялся отдельными предметами, где варьировались росписи и цвета глазурей. Этот торжественный ансамбль известен по своему первому названию – «Русский» (так сервиз именовался в архивных документах до 1824 года). Второе свое название – «Гурьевский» – он получил в честь графа Дмитрия Александровича Гурьева, министра императорского двора, управляющего заводом.

Гурьевский (Русский) сервиз был рассчитан на пятьдесят персон – кувертов (наборы посуды лично для каждого гостя). Разнообразные тарелки, блюда, супницы, чаши, вазы, ароматницы, шандалы из превосходного белого фарфора были богато и разнообразно декорированы. Название «Русский» было более чем оправданно и уместно после победы в Отечественной войне 1812 года. Патриотическая программа его оформления соответствовала эпохе – сервиз прославлял деяния императора Александра I, а также нес в своем облике отражения национальных тем и сюжетов. Он был посвящен Отечеству и народу, сыгравшему огромную роль в победе над Наполеоном. Предметы сервиза украшены росписями в виде «народных типов». В общем решении использованы сочетания глянцевого и матового золота, вишневой, терракотовой или зеленой глазури, выгодно оттенявшей белизну фарфора.

Вазы для десерта из Гурьевского сервиза можно видеть в экспозиции Тверского императорского дворца. Иначе их называли «конфектурами» (предназначались для подачи десертов: конфет, засахаренных фруктов, сладостей). Они созданы во второй трети XIX века по моделям великого русского скульптора, профессора Императорской академии художеств Степана Степановича Пименова, главного «модельмейстера» Императорского фарфорового завода. Эти вазы-скульптуры являлись неотъемлемой частью многосоставного Гурьевского ансамбля. Их можно считать превосходными памятниками эпохи ампир с элементами национального романтического классицизма. Стиль ампир ориентировался на образцы искусства Древнего мира. Не случайно крестьянские типажи в этих произведениях подняты автором до уровня античных образцов. Скульптурные изображения крестьянина и крестьянки, являющиеся подножиями небольших десертных чаш, наделены классической пластикой и безупречно-пленительными пропорциями. Но это не русские крестьяне, это идеал русских крестьян, именно такими, в рамках стиля, их было угодно видеть представителям высоких сословий. Скульптуры укреплены на ступенчатых постаментах, крытых блестящей глазурью цвета молодой травы, как и внешняя поверхность чаш. Фигуры крестьян исполнены из бисквита (неглазурованный фарфор), где автором использована благородная матовая позолота. Скульптурное решение композиции выгодно сочетается с изящным орнаментом из пальметок и растительных элементов.

Гурьевский сервиз был любим многими представителями династии Романовых, им часто и охотно пользовались в торжественных случаях. Во времена правления Николая II он насчитывал более 4500 предметов, которые постоянно восполнялись в случае утраты. Сейчас значительная часть сервиза хранится в Петергофе, остальные произведения – в других музеях России. Десертные вазы Гурьевского сервиза из собрания Тверской областной картинной галереи замечательны по своим художественным достоинствам и могут считаться самодостаточными памятниками русского декоративно-прикладного искусства XIX века.