Ее Величество Ваза

«…Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
Здесь борются, как боги Зороастра.
Стремится к своду легкая пилястра.
Брожу одна и к вазе подошла.
Как ты чиста!
Влюбленную мечтою ловлю мечту прозрачную твою.
Ты чутко спишь. Ты ждешь неутомимо…
Всегда одна. Часы проходят мимо…»

Людмила Вилькина

На страницах нашего журнала мы неоднократно рассказывали о богатом собрании произведений прославленного завода М.С. Кузнецова в Тверской губернии. Пришло время поговорить о вазах. Они составляют значительную часть коллекции кузнецовского фаянса и демонстрируют разнообразие форм и предназначений, богатство живописной клавиатуры глазурей и всевозможных вариаций росписей. Безусловно, ваза всегда была и остается одним из наиболее востребованных предметов ассортимента любого предприятия, но кузнецовская продукция, расходившаяся большими тиражами по всей России и за ее пределами, занимает особое и почетное место в истории отечественного декоративного искусства.

Вазу можно назвать одним из наиболее древних сосудов на земле. С течением времени и в разные исторические эпохи, которые, в свою очередь, рождали новые стили, ваза оставалась любимой героиней интерьера и часто играла в нем главную партию. Достаточно вспомнить всем известные сосуды античного мира, пленяющие совершенством божественных пропорций, а также вазы эпохи Возрождения, стилей рококо и барокко, ампир и классицизм.

Вазы изготавливались из стекла и хрусталя, драгоценных и поделочных камней, благородных металлов, дерева и бронзы. С развитием же фарфорового производства именно этот материал дал возможность художникам создавать воистину превосходные образцы. Здесь мастер мог в полной мере проявить свои живописные и скульптурные таланты. К фарфору и сейчас существует благоговейное отношение, а вазы из фарфора всегда считались предметом роскоши и тонкого вкуса.

Варианты этих изделий столь многообразны, что «несть им числа». Есть формы классические, чаще всего амфоровидные или кратерообразные. Иногда в основу пластического решения тулова включен шар или цилиндр, а вариантов постаментов и ручек, дополненных сложными моделировками, существует бесконечное количество. На рубеже XIX–XX столетий появляются вазы свободных форм, где не было места традиционной симметрии, и их пропорции трактовались вольно.

Вазы можно разделить на чисто декоративные, применявшиеся «для любования и украшения, для создания красоты и уюта в комнатах», а также вазы утилитарные, которые были призваны служить бытовым целям (вазы, входившие в состав сервизов, ароматницы, фруктовницы, конфектуры и т.п.). Они составляли неотъемлемую часть интерьера независимо от того, были ли они предназначены для дворцовых покоев или комнат небольшого поместья. И в России, и в Европе чаще всего они ставились парно или располагались целыми ансамблями, фоном для них часто становились зеркала. Примечательно то, что большемерные вазы, в рост человека и более, уважительно именовались в мужском роде. В старых заводских документах об этом свидетельствуют записи: «заказано два больших золоченых ваза». Миниатюрные вазочки трогательно назывались «вазики». Вазы делались настольные и напольные, каминные, будуарные и кабинетные, и порою они становились модной частью украшения парадных вестибюлей.

Штучные вазы иногда предназначались для одного цветка, а иногда для торжественных букетов или для особых цветочных композиций. Но, безусловно, извечным предназначением вазы было служить цветам в букетах. Цветы в то же время являлись наиболее востребованным вариантом росписей этих изделий (помимо портретов, аллегорий и жанровых композиций). Изображение цветка, как самого прекрасного творения природы, требовало особых умений и таланта. На предприятиях была утверждена специальная должность рисовальщика-натуралиста — «цветочника».

Одной из разновидностей ваз являются кашпо, или, как их называли в свое время, цветники, предназначенные для комнатных растений. Они украшали собой жилые помещения круглый год и располагались на специальных мебельных конструкциях: высоких подставках, столиках, этажерках и жардиньерках. Без них невозможно себе представить зимние сады, ротонды, беседки, террасы и оранжереи.

Вазы жили не только в интерьерах. Большемерные, иногда гигантские вазоны выходили за пределы домов и дворцов и становились важным акцентом внешнего архитектурного облика зданий, парков и открытых павильонов (чего стоит только ваза из розового порфира более пяти метров в высоту в Летнем саду в Петербурге, подаренная шведским королем Карлом XIV российскому императору Николаю I). Вазоны и большие вазы украшали балюстрады лестниц, мостов, фронтоны и стены зданий, фланкировали парадные входы со стороны улицы. В аллеях садов и парков они приобретали статус неотъемлемой части ландшафта: таким образом возникал особый пейзаж из безупречных творений природы – цветов, растений, деревьев, дополненный безграничной фантазией садовников, талантом архитекторов и мастеров декоративного искусства.

В собрании галереи хранится замечательное кашпо с изображением веток цветущей яблони. Оно выполнено из превосходного белоснежного фарфора в 1880-е годы. Это раннее произведение фабрики М.С. Кузнецова. Простое по форме, оно облагорожено изысканной росписью нежно-розовых лепестков на ветках цветущей яблони на голубом фоне, который зрительно воспринимается как чистое небо.

«Ваза с маками» – одно из наиболее известных и выразительных творений, созданных кузнецовскими мастерами. Она выполнена в стиле модерн. Помимо всего прочего, для этого стиля был характерен культ цветов с их сложной символикой, воспетый поэтами и писателями Серебряного века. Многие вазы тех лет имеют форму, заимствованную художниками у природы: бутон, раскрытый цветок, ствол, стебель, лист и т.п. Ваза, о которой идет речь, крупных размеров – это увеличенная коробочка мака с характерным зубчатым краем. Она покрыта чистыми и прозрачными глазурями сложного голубовато-зеленоватого нефритового цвета. Художники модерна уходили от симметрии. Неизвестный кузнецовский мастер создает на внешней поверхности вазы скульптурный декор в виде склоненных полураскрытых бутонов мака с изящными изгибами длинных листьев. В начале ХХ века из росписей практически уходит изображение букета как такового или цветочного натюрморта – ода поется одному виду цветка, он становится героем.

Нельзя не отметить вазу для зонтов с изображением цветов гвоздики-шабо. Этот экспонат можно часто видеть на выставках картинной галереи. Подобные предметы были в широком употреблении и пользовались спросом, одновременно служа бытовым целям, где мастер предлагает художественное решение росписи, уходя от утилитарной функции. Здесь использован уже известный прием – голубизна неба, на фоне которой искусно выписаны цветы на длинных стеблях с листьями. Мастер использует золочение по рельефу горла и основания, что придает ноту торжественности облику вазы. Надо заметить, что в произведениях, подобных этому, присутствует некоторая чрезмерность и избыточная пышность, рассчитанная на определенные вкусы, например для украшения купеческих особняков или подарков «по случаю» для покупателей некоторых сословий.

Совершенно уникальными изделиями можно назвать вазы-свертки, которые редко можно встретить в музейных коллекциях. В них замечательно мог смотреться букет с подрезанными стеблями. Они созданы из тонкостенного фаянса в виде перевязанных лентой свертков гофрированной бумаги зеленоватых, розовых и сиреневых оттенков. Подобным образом в те времена упаковывали букеты для подарков в цветочных лавках.

Для стиля модерн были характерны изображения таких цветов, как маки, лилии, ирисы, кувшинки, болотные и речные растения. Изображения были стилизованы: художники использовали очертания цветов, их силуэты, создавая определенный ритм в композициях. В фондах галереи есть целая серия ваз с подобными сюжетами, и, разумеется, немаловажную роль здесь играла цветовая палитра чистых, прозрачных, матовых, потечных и меланжевых глазурей благородных оттенков. Нельзя не отметить изумительные по благородству валеры сложного желтого, зеленого, сиреневого, вишневого, бирюзового цвета глазурей. Кашпо для цветов глубокого аметистового цвета с бирюзовой вставкой, где даны рельефные изображения болотных растений, является одним из наиболее ярких образцов кузнецовского модерна.

Без ваз невозможно представить себе и дворцовые апартаменты, и усадебные интерьеры, и личные покои в городских домах, и современные квартиры. Это наиболее самодостаточный и благородный вид среди прочих изделий, часто сохраняющий только декоративные функции. Даже включенная в состав сервиза, ваза главенствует в нем и вполне может существовать самостоятельно, отдельно от других предметов. Их бережно хранили и наиболее дорогие сердцу передавали по наследству. Могли они служить и памятным подарком, дарились на крестины и именины и непременно были частью приданого.