«Фарфоровый парадиз»
И только аромат цветущих роз –
Летучий пленник, запертый в стекле, –
Напоминает в стужу и мороз
О том, что лето было на земле.
Свой прежний блеск утратили цветы,
Но сохранили душу красоты…
Вильям Шекспир. Сонет № 5
Когда редкий музейный экспонат возвращается к жизни после реставрации и занимает свое место в музее, это всегда событие. В уходящем 2021 году в интерьере Фарфорового кабинета Тверского императорского дворца заняло свое достойное место замечательное зеркало в фигурной фарфоровой раме из гарнитура, выполненного на Мейсенской Королевской мануфактуре в середине ХIХ века. Презентация этого артефакта была посвящена очень важной для нас дате – 155-летию основания коллекции Тверского музеума.
Несколько слов о зеркалах. Мы настолько к ним привыкли, что уже не замечаем. Зеркало – обязательный элемент жизни человека и непременная деталь интерьера. Оно существует несколько тысячелетий. Неслучайно с зеркалами связано множество легенд и поверий; им приписывали сакральные свойства, особо берегли, относились к ним с почтением и осторожностью. Зеркало считалось порталом в другие миры, что породило множество примет. В древности в качестве зеркала использовались отполированные пластины из вулканического стекла и обсидиана; в Древнем Риме, Греции и Египте –медные пластины. Отсчет изготовления зеркал, по внешнему облику напоминающих современные образцы, идет с XIII столетия (в сосуды из выдувного стекла выливали расплавленное олово или золото, а сосуды затем разрезали). Цены на зеркала были запредельно высокими – в Европе большое качественное в отражении зеркало меняли на морское судно. В XVI столетии в Мурано появились зеркала плоские, а в 1665 году во Франции была открыта первая зеркальная мануфактура. В первой половине XIX века в Германии изобретен способ серебряного напыления, который применяется до сих пор. В странах Востока, Европы и России в украшении дворцовых интерьеров использовались зеркальные галереи, дававшие многократный эффект отражения. В жилых покоях их вешали над каминами и вдоль лестниц, а во дворцах иногда располагали на потолках. Из зеркал делались посудные подносы – филе – для праздничного убранства стола, ими украшали шкафы, двери и изготавливали варианты мебельного туалетного убранства – трюмо. Считалось, что зеркало нельзя выбрасывать, поэтому его осколки использовались для инкрустации мебели, нашивались на одежду (большей частью на маскарадные костюмы).
Рамы для зеркала очень важны, и здесь нет предела человеческой фантазии. Их делали из драгоценных металлов, редких пород дерева, с инкрустациями из черепахового панциря, кости, драгоценных камней, а также интарсиями с изображениями цветов, животных, пасторальных и сюжетных композиций, иногда на фривольные темы.
Настенное зеркало, о котором идет речь, как и все остальные предметы гарнитура, несет в себе черты любимого в Европе стиля рококо – стиля аристократического убранства гостиных, салонов и личных покоев, который коснулся живописи, скульптуры, архитектуры, литературы, музыки и этикета. Орнаментика подобных изделий грациозна, прихотлива и наполнена затейливыми стилевыми элементами этого направления: рокайлями, миниатюрными десюдепортами, завитками, сплетающимися в сложные вариации с деталями флориального и анималистического жанра. Стиль рококо, практически не используя симметрию и прямую линию, обладает особым легким очарованием, в котором задействовано множество декоративных элементов, создающих прихотливый ритм композиции.
Зеркало из дворца было выполнено в стиле «второго рококо», распространенного в Западной Европе в 1850–60-е годы. Скульптурный и живописный декор фигурной рамы зеркала соответствует европейской интерьерной моде того времени. (Попутно в этот же период наблюдается большой интерес к разведению редких растений, созданию парково-садовых зон и зимних садов.) В украшении предметов убранства парадных залов и других внутренних покоев воспроизведение цветочного декора с ботанической точностью и ювелирной тщательностью обработки миниатюрных деталей пользовалось большим спросом у представителей высших слоев общества.
Богатый и пышный цветочный убор рамы скомпонован в гирлянды и отдельные букеты. Навершие увенчано многосоставным венком в виде короны из белых и голубых колокольчиков, молочного алтея, синих дельфиниумов и раскидистых пальмовых ветвей. Винно-красные и пурпурные примулы, розовые и сиреневые астры и махровые гвоздики, оранжевые георгины и бело-сиреневые хризантемы, бледно-розовые ранункулюсы, веточки тунбергии крылатой, кремовые розы, алые мальвы, лиловые скабиозы с махровыми цветками, кирпично-красные календулы и молочно-голубые незабудки, лимонные нарциссы и нежные фиалки переплетены в пышные гирлянды с плющом, бело-голубым и желто-розовым душистым горошком, пурпурными ипомеями, лианами и виноградными лозами. Они причудливо обвивают друг друга, создавая образ уголка роскошного цветущего сада, чудесным образом оказавшегося в дворцовых комнатах.
На фарфоровой раме зеркала устроились шаловливые путти, а также птицы: канарейки, дятлы и щеглы. Особое место в украшении великолепной гирлянды, обрамляющей зеркальное полотно, отведено прелестным бабочкам и мотылькам. Среди цветов и листьев спрятались благородные махаоны, разноцветные бабочки-совки – «ночницы». Здесь можно встретить изображение насекомого – яблоневой моли – именование которого не вызывает возвышенного поэтического чувства, однако по своему внешнему облику и изяществу не уступает прочим мотылькам.
Все перечисленные детали фарфорового обрамления созданы природой и воплощены художником с достоверной точностью. Их можно считать своего рода «портретами» цветов, птиц и насекомых, каждый из которых имеет научное название.
Зеркало Мейсенской Королевской мануфактуры стало уникальным артефактом нашего собрания, который обогатил облик Фарфорового кабинета Тверского императорского дворца. Подобными памятниками западноевропейского фарфорового искусства середины ХIХ столетия обладают единицы российских и зарубежных музеев. Впереди предстоит долгая и трудоемкая работа над реставрацией остальных предметов гарнитура. В будущем этот комплект полностью войдет в интерьер кабинета и даст возможность зрителю заглянуть в «фарфоровый парадиз».