Искусство жить. L’art’de vivre
В Голубой гостиной Тверского императорского дворца можно увидеть прекрасный образец знаменитого на весь мир севрского фарфора. Молочник с изображением музыканта был создан во Франции в начале XIX века (в период с 1804-го по 1814 год – в эпоху правления Наполеона Бонапарта). По своим художественным достоинствам он является одним из наиболее ярких памятников западноевропейского декоративно-прикладного искусства в собрании Тверской областной картинной галереи. Известно имя автора – Николас-Антуан Флорентин, но сведения об этом мастере отсутствуют (на донышке молочника есть авторская марка художника, что делает этот предмет особо значимым). Подобные изделия маркировались только клеймом мануфактуры, поэтому можно считать, что искусство Флорентина ценили особо. Скорее всего, когда-то этот предмет был частью кофейного сервиза, остальные предметы которого утрачены (чашки, блюдца, десертные вазочки, сахарницы и сам кофейник). Молочник выполнен из превосходного белоснежного фарфора высокого качества, украшен глянцевыми и матовыми золотыми разделками, росписью и изящно проработанными рельефными деталями. Он как нельзя лучше демонстрирует все особенности французского стиля ампир (стиль Империи), на формирование которого оказало огромное влияние искусство античности. Именно в эпоху правления Наполеона Франция стала задавать тон всей европейской художественной продукции. Формы изделий того времени просты и пластичны, обладают благородными пропорциями древних сосудов. Декором часто служит орнаментика и сюжеты, встречающиеся в искусстве Древнего Египта, Рима или Греции. На севрских изделиях в стиле ампир фигуры в росписях расположены на многоугольных полях. На молочнике с музыкантом роспись закомпанована в восьмиугольник, обрамленный широкой золотой рамкой. С большим изяществом исполнена простая сюжетная сцена: фигура музыканта в свободном хитоне, играющего на кифаре (лире), слева и справа от него – амур и вазон с букетом цветов. Невольно возникает ассоциация с греческой вазописью и сюжетами древних помпеянских фресок. Неожиданно-причудливо решена высокая ручка молочника с венчающей ее головой грифона. Она не прикреплена к горлышку и свободно парит в воздухе. Здесь можно говорить о совершенстве формы, безупречном исполнении декорировки и изысканном сочетании сияющего и матового золота на благородно-сдержанном серо-синем фоне.
Бесспорно, Франция, вторая родина искусств после Италии, оказала огромное влияние на развитие европейской культуры благодаря своей архитектуре, живописи, музыке, литературе. Особенные отношения существовали у России с Францией. Наши соотечественники поддерживали идеи Просвещения, отдавали дань уважения французской науке, особенно философии. В начале XIX столетия французский язык – второй родной для образованного русского человека, на нем говорили, писали (наверное, даже думали). Одевались по французскому фасону, ибо мода этой страны была и будет эталоном утонченного вкуса и особого стиля, которой не просто соответствовать. Одним из важнейших элементов культуры Франции XVIII – первой половины XIX веков было понятие «l’art’de vivre», что переводится как «искусство жить». Это было особое мировосприятие, в которое входили вопросы сохранения традиций своей страны, воспитания, образования, умения держать себя в обществе, вести беседу, быть в курсе политических и культурных новостей Европы. Французы стремились радоваться и ценить каждое мгновение жизни, красоту природы и человеческие таланты в любой сфере. Они умели галантно ухаживать за дамами, которые в свою очередь ценили в мужчинах соблюдение правил чести и хорошие манеры (не путать с манерностью). Люди того времени окружали себя, в меру своих возможностей, красивыми вещами. В их представление об «умении жить» непременно входила эстетическая сторона вопроса: предметы сервировки стола, книжные переплеты, чернильные приборы, часы и прочие бытовые мелочи должны были радовать глаз и быть выполнены с художественным вкусом. Молочник с изображением музыканта из собрания галереи пережил своих владельцев и, наверное, их потомков. На протяжении долгих лет он верно служил своим хозяевам, украшая их повседневную жизнь.
В «искусстве жить» наиболее преуспела многим известная маркиза де Помпадур (Жанна-Антуанетта Пуассон) – возлюбленная короля Людовика XV. Благодаря не всегда достоверным историческим и литературным источникам она представляется некоторым капризной и амбициозной особой, постоянно вмешивающейся в дела государственного порядка. В какой-то степени так оно и было. Французский король, человек меланхолического склада характера и нетвердых убеждений, считался с ее мнением. Однако не всем известно, каковы заслуги этой блестяще образованной и обаятельной женщины перед французским искусством. Она покровительствовала поэтам, скульпторам, музыкантам и живописцам, сама была талантливой художницей и любимой ученицей Франсуа Буше. Благодаря ее усилиям в 1756 году и была основана Севрская королевская мануфактура, за деятельностью которой маркиза внимательно следила. Ее интересовало всё – процессы производства, рецепты материала, палитра красок, новые формы изделий. Характерной особенностью Севра (не без вмешательства мадам Помпадур) было создание и использование в росписях чистых по тону оттенков цвета: «королевского синего», бирюзового, лимонно-желтого, яблочно-зеленого и розового со всеми его нежными полутонами – любимого цвета фаворитки Людовика XV. И в ее честь именно этот цвет получил название «розовый помпадур». Так он известен и до сих пор в реестрах колористической палитры всего мира. В коллекции Тверской областной картинной галереи хранится более пятидесяти графических произведений Жанны-Антуанетты Пуассон.