Капля счастья
Великая Коко Шанель любила повторять, что в капле духов обязательно содержится капля счастья.
Всем известна сила воздействия ароматов на человека. Традиция использования благовоний восходит к самым ранним цивилизациям, ведь считалось, что они обладают магическими и защитными свойствами, оберегая человека от темных сил. Ароматы неизменно привлекают и располагают к себе людей. Или наоборот – могут вызвать отторжение или негативную реакцию у окружающих. Тонкая сфера обоняния и внутренние подсознательные психологические установки служат своего рода катализатором восприятия запахов и могут вызывать самые разные эмоции. Духи – это портрет человека или краски, которые дополняют и раскрывают его образ.
В прежние времена духи представляли собой жидкие масляные мази, густые помады и бальзамы (смеси смол некоторых пород дерева с эфирными маслами, добытыми из цветов и трав: лотоса, розы, шалфея, шафрана, аниса, розмарина и т.д.). В Древнем Египте, Греции и Риме ими пропитывали одежду, перчатки, парики, умащали волосы и тело. Поскольку редкие специи и компоненты привозили из стран Востока и Африки, духи стоили очень дорого. Ароматные шарики подвешивались на грудь, прятались в складках одежды и украшениях, и постоянно исходивший аромат создавал определенную ауру вокруг человека, подчеркивая его статус и привлекая внимание к его персоне. Каждая эпоха создавала тысячи вариантов запахов соответственно определенной моде на них. Здесь можно вспомнить всем знакомого «Парфюмера» Патрика Зюскинда – увлекательный роман в стиле «нуар», где можно сделать неожиданные открытия не только в истории непостижимой тайны воздействия аромата на человека. Тут открывается правда о том, какие темные силы могут рождаться в глубине человеческого гения, стремящегося к совершенству.
В повести великого русского писателя Александра Куприна «Суламифь» (где автор обратился к одной из вершин ивритской поэзии «Песнь песней» царя Шломо и позволил себе некоторые вольные трактовки сюжета) есть фрагмент о том, как бедная красавица, воспылавшая страстью к царю Соломону, продает свое единственное украшение – незатейливые серебряные серьги – за три драхмы и идет к торговцу благовониями: «Продавец отсчитал из финикийской склянки в маленький глиняный флакончик ровно столько капель мирры, сколько было динариев в деньгах. Сказал, лукаво смеясь: «Смуглая девушка! Прекрасная девушка! Когда сегодня твой милый поцелует тебя… и скажет, как хорошо ты пахнешь, возлюбленная моя! – ты вспомни обо мне в этот миг. Я перелил тебе три лишние капли!» Это еще раз доказывает, в какую силу воздействия духов верили люди с древних времен. В современном мире значение ароматов имеет для человека почти такое же важное значение. Сегодня речь пойдет не собственно о духах, а о специальных сосудах, позволяющих их сохранить, наслаждаясь не только их запахом, но и прекрасным внешним видом, которого эти духи достойны.
В витринах постоянной экспозиции Тверского императорского дворца можно увидеть редкие экспонаты подобного рода, которые нельзя обойти вниманием. Это флаконы для духов, которые можно назвать раритетами, поскольку подобные изделия выпускались очень небольшими сериями или штучно. Весьма вероятно, что эти изящные сосуды служили украшением интерьеров собственных покоев, будуаров или кабинетов. Туалетные наборы в XIX – начале XX столетия были неотъемлемой частью дамских туалетных столиков, трюмо и дорожных несессеров. Предприятия России и Европы вносили подобные изделия в обязательный ассортимент своей продукции. Духи, ароматические масла и туалетная вода с древних времен продавались, как бы мы сейчас сказали, на развес – унциями (меленькими каплями). Их можно было приобрести в аптеках и у частных торговцев-парфюмеров; лишь в XIX столетии, как в Европе, так и в России, стали появляться парфюмерные лавки, а позднее магазины. Цены на благовония были безмерно высоки. На протяжении столетий им приписывались лечебные свойства, ограждающие от заразных болезней, мигрени, повышающие настроение. Над их составом трудились лекари и алхимики. Рецепты формул духов хранились в большом секрете и чаще всего не записывались, а запоминались, дабы защитить тайну их состава. Однако во все времена находились умельцы, которые вполне успешно разгадывали их композицию и могли ее воспроизвести. Но в полной мере повторить истинный букет запаха практически невозможно, поскольку аромат меняется даже от одной лишней ноты.
Духи были непременным атрибутом жизни как женщин, так и мужчин (кстати сказать, одеколоном охотно пользовались и дамы). Изготавливались они на разные случаи: для выхода в свет (бальные), повседневные, домашние, вечерние, прогулочные, дорожные – для путешествий.
Приобретенные или полученные в подарок духи переливались из специальных простых стеклянных сосудов разного размера во флаконы, которые создавались на крупнейших фарфорово-фаянсовых и стекольных фабриках. Иногда корпус для флакона изготавливался из золота или серебра, украшенного драгоценными камнями и затейливыми узорами (так иногда поступал великий Карл Фаберже). В подобный корпус вставлялся стеклянный сосуд, предохранявший духи от окисления при соприкосновении с металлом. Пробки на флаконах были обязательными и притертыми к горлышку сосуда, чтобы не допустить разрушения композиции запаха. А стеклянные и хрустальные флаконы делались из темного стекла – для предотвращения разрушающего воздействия дневного, и особенно солнечного, света.
В одной из витрин, где демонстрируются экспонаты западного декоративно-прикладного искусства, можно увидеть изумительный по красоте отделки и изяществу пропорций фарфоровый флакон, изготовленный на Севрской Королевской мануфактуре в начале XIX столетия. Его можно назвать образцом высокого мастерства французских художников. Он хорошо сохранился, поэтому существует возможность пристально рассмотреть всю тонкость отделки, продуманной до мельчайших деталей. Однозначно подобный роскошный предмет мог быть бесценным подарком, и владеть им могла только состоятельная дама, входившая в круги высшей аристократии. В его формах присутствуют элементы античных сосудов: по корпусу идут изогнутые грани, которые увенчаны двумя прихотливо изогнутыми сквозными фигурными ручками. Высокое горлышко и пробка сложной моделировки, как и весь сосуд, украшены золотым флориальным орнаментом. Истинное восхищение вызывают хрупкие золоченые медальоны с миниатюрными скульптурными букетами полевых цветов на лицевой и оборотной сторонах. Эти медальоны можно рассматривать как отдельные произведения ювелирного искусства – своего рода фарфоровые броши. Пробку флакона венчает скульптурный букет. Благородное сочетание дорогого кобальта и матированного золота придает высокий статус утилитарной бытовой вещи. По всей вероятности, этот флакон берегли особо – он замечательно сохранился. Безусловно, он был предназначен для дорогих духов, ибо его внешний вид должен был соответствовать качеству содержимого.
Большой интерес представляет собой флакон, созданный на фабрике Франца Яковлевича Гарднера в Московской губернии в середине XIX века. Эта фабрика считалась лучшей в России среди частных предприятий и по художественному уровню своих изделий могла поспорить лишь с Императорским фарфоровым заводом. В ассортимент входило огромное количество образцов – от многосоставных сервизов, декоративных скульптур, ваз до курительных трубок, пуговиц и пробок для бутылок. В расчете на широкого потребителя с 1770 года началось изготовление уникальных предметов из фарфора, в том числе по заказам императорского двора, а также для высшей знати.
Флакон, о котором идет речь, удачно сочетает в себе ампирные формы и цветовую насыщенность декора, где присутствует удачное чувство меры и нет тяжелой перегруженности росписями. Изящный сосуд имеет изогнутые граненые формы, горлышко с раструбом и золотой шейкой, которая помогала удерживать фигурную пробку. Любимый русскими мастерами мелкий растительный и цветочный орнамент (его иногда называли ситцевым) расположен на белоснежном фоне. Розовые, желтые, синие, лиловые, красные лепестки с зелеными листьями оттенены темно-синим кобальтом, покрывающим нижнюю часть флакона. Нижние части граней декорированы золотым накладом в виде прихотливых рокайльных завитков.
Следует отдать дань восхищения мастерству исполнения двух флаконов, созданных в первой четверти XIX столетия на прославленном Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге. Он выполнял заказы императорского двора и высшей аристократии. Выпускались изделия превосходного художественного качества – большемерные и миниатюрные. Исполнение их было, как правило, безупречным, а формы и декорировка ориентированы на моду своего времени и лучшие традиции отечественного и европейского стеклоделия.
Из рубиново-красного хрусталя с бесцветными окошками и балясинами по перехватам выделяется маленький флакончик с круглой граненой притертой пробкой. Здесь использован так называемый рецепт стекла «медный рубин», который в сочетании с прозрачным хрусталём, гранением и золотым нацветом дает необыкновенный оптический эффект. Грани, расположенные по цветному корпусу, создают эффект преломления света, а округлая форма сосуда вызывает непреодолимое желание взять его в руки.
Второй экспонат, достойный особого внимания, – это флакон простой удлиненной формы с узким горлом, выполненный из рубинового стекла и хрусталя, с пробкой в виде луковицы. Здесь мастер позволяет нам любоваться изумительно чистым сиянием цветного стекла, деликатно тронутого серебряным и золотым растительным орнаментом и цепочками из цветов, волнистых линий и листьев, скомпонованных в гирлянды. Художник сознательно вносит в его форму определенную простоту, которая часто является подругой элегантности и хорошего вкуса.
Туалетные наборы, которые были в большом ходу, чаще всего включали в себя флаконы для духов и для туалетной, как тогда называли, «цветочной» воды, пудреницы с крышками, баночки для косметики и кремов. Подобный набор представлен в экспозиции Тверского императорского дворца. Он состоит из трех предметов и был выполнен на Ключинском стекольном заводе купцов Болотиных в Вышневолоцком уезде. Это предприятие, открытое в 1859 году, славилось изготовлением цветных стекол удивительных расцветок, причем цветовая палитра была очень богатой. Продукция завода предназначалась для средних слоев населения, но его владельцы стремились к созданию так называемой модной галантереи. Подобные вещи сразу можно отличить от столичных, да они на это и не претендуют, за счет незатейливых форм и пропорций и безыскусной, простой росписи. Они изготовлены из недорогого прозрачного голубого стекла, имеют округлую нижнюю часть, высокое горло и притертую круглую пробку на стержне (при нанесении духов на кожу пользовались именно стержнем, опрокидывая флакон). Флакон украшен трогательной, наивной росписью в виде веточек с цветами ландыша, подчеркнутых деликатным золочением. Можно предположить, что подобный набор мог служить юной скромной девушке или небогатой уездной барышне, которая стремилась блистать в своем кругу и не отставать от моды. Такие вещи могли стать желанным подарком на именины или быть знаком внимания со стороны поклонников.
Бытовые предметы, которые сейчас уже обрели статус музейного экспоната, часто выполнялись с таким искусством и фантазией, что неизменно доставляли радость их владельцам и возможность в полной мере оценить не только их удобство, но высокое художественное мастерство исполнения.
Спонсоры рубрики:
Айдемир Алискантов
Якуб Алиев