Непревзойденный Джозайя Веджвуд – сын горшечника

Гений – это один процент таланта и
девяносто девять процентов труда.
Томас Эдисон

 

Всем известно, что англичане абсолютно убеждены в исключительности своей нации. (На эту тему многие не прочь поиронизировать.) С чисто британским высокомерным осознанием собственной значимости они свято чтут незыблемые исторические традиции своей страны и гордятся достижениями во многих сферах жизни. И с этим трудно не согласиться. Британия подарила миру великие открытия, которые сыграли воистину прогрессивную роль в развитии мировой экономики, научных изысканий, промышленности и, конечно, в искусстве. Консерватизм англичан никогда не мешал им идти в ногу со временем. Они всегда были верны собственным представлениям о традиционных ценностях и знаменитому британскому перфекционизму, но это никогда не становилось препятствием для смелых экспериментаторов и новаторов во многих областях науки и культуры.

Трудно представить, что имя Джозайи Веджвуда – сына простого гончара, родившегося в 1730 году в округе Поттерис графства Ланкашир, – станет гордостью нации и будет нарицательным для обозначения превосходной английской керамики XVIII–XIX веков. Он был тринадцатым ребенком в семье, и судьба предназначала ему путь, по которому шли его отец и братья: без устали крутить ногами тяжелый гончарный круг и изготавливать незатейливые и однообразные кружки, миски, тарелки и котелки. Такими изделиями пользовались сельские жители и люди среднего достатка; продавались они в специальных лавках и на ярмарках. Доход был невелик, зато продукция была многим по карману. (Для аристократии и высших слоев общества на кухнях для приготовления пищи использовалась дорогая медная посуда, а столы сервировались фарфором и серебром.) Никто не мог подумать, что вставший к гончарному кругу в девять лет маленький мальчик Джозайя через десять лет создаст великолепные керамические вазы, сервизы, скульптуры. Владеть ими будут считать за честь представители всех монарших дворов Европы, они превратятся в вожделенный предмет коллекционирования, а из его чашек станут с удовольствием пить чай король Англии Георг III и королева Шарлотта.

Необыкновенная любознательность, стремление к изучению всего нового, желание усовершенствовать гончарное производство позволили Веджвуду стать великим изобретателем и талантливым художником. Своим творчеством он доказал, что фаянс не может считаться второсортным материалом и способен конкурировать с благородным фарфором. Художник извлек из фаянса и других керамических масс, созданных по его рецептуре, необыкновенные возможности и перспективы.

В Голубой гостиной Тверского императорского дворца можно увидеть два кувшина, выполненных в мастерской Веджвуда в первой половине XIX столетия. Они созданы из плотной керамической массы особого состава, что придает этим изделиям определенную долговечность, которая не свойственна тонкостенному фарфору и фаянсу с их хрупким черепком. Оба кувшина имеют благородный и строгий вид за счет чуть вытянутых и простых пропорций. Они лишены пышного декоративного убранства (отсутствие позолоты, росписи и глянца). На первый взгляд эти вещи не заявляют о себе громко и эффектно, хотя имеют на это полное право. Чуть шероховатая поверхность имеет ровную бархатистую структуру, а приглушенный серо-зеленый и синий цвет оживлен изысканным миниатюрным сахарно-белым декором в виде рельефных лент с флориальными мотивами и расположенными фризом, тонко проработанными композициями на античные темы с вольной трактовкой сюжетов. Подобные изделия с изысканными, словно кружевными орнаментами на цветных фонах выполнены с большим мастерством и тщательностью (Веджвуд обычно использовал в качестве фона голубой, зеленый, оливковый, лиловый, розовый цвета). На обоих предметах даны сцены жертвоприношений и поклонения Амуру. По кругу рельефным декором изображены женские фигуры в длинных одеяниях, Амур с горящим факелом; на пьедестале – жертвенники с горящим огнем, а также лани, птицы, корзины фруктов и цветов. Верх кувшинов увенчан лентами с растительным орнаментом, где можно видеть элементы виноградной лозы, цветы лотоса и листья каштана. Увлечение историей и культурой Древнего мира было характерно для многих направлений искусства последней трети XVIII – начала XIX столетий.

В 1769 году Веджвуд открыл собственное дело. Его мастерская под названием «Этрурия», впоследствии ставшая известной на весь мир, производила вещи, которые, безусловно, отличались от традиционной английской керамики, а само название производства вызывало ассоциации с итальянской историей, с Тосканой и Умбрией, с цивилизацией этрусков – предшественников римлян.

Джозайя Веджвуд с юных лет и в течение всей своей жизни изучал историю керамики, виды глазурей, их расцветки, что позволило ему на основе известных составов разработать новые рецептуры собственного фаянса. Таким образом, появилась знаменитая цветная каменная масса (белая, желтая, зеленая, синяя, красная, а также «черный базальт» – своего рода имитация помпеянской бронзы и черно-лаковой греческой керамики), в которую входили кварц и каолин в выверенных пропорциях, дающие высокую плотность черепка. Она производилась семи цветов, и полировали ее до блеска, который свойственен природным полудрагоценным камням. По ней резали рельефы «a la cameo» («под камею»), изготавливали посудные изделия, пуговицы, мундштуки, броши, ювелирные украшения, а также вставки на мебель и плакетки для оформления интерьеров (такими рельефами в медальонах известный русский архитектор Чарльз Камерон украсил интерьер опочивальни в Большом дворце Царского села).

Нельзя не упомянуть о еще одном изобретении Джозайи Веджвуда: тонком фаянсе желтоватого оттенка – цвета сливок (предметы покрывались оловянной глазурью). Позднее этот сорт стали называть королевским, так как за него Веджвуд удостоился покровительства самой королевы Шарлотты, в честь которой фаянс и получил свое имя. Фаянс королевы Шарлотты имеет благородный теплый оттенок массы и чаще всего украшен гризайльными романтическими изображениями пасторальных, охотничьих и пейзажных сцен. Коричневый цвет рисунка на сливочном фоне, изящество и одновременная простота и удобство форм сделали эти изделия из фаянса невероятно востребованными и модными не только в Англии, но и за ее пределами.

В России первым коллекционером веджвудского фаянса можно считать императрицу Екатерину II. Джозайя Веджвуд, выполняя ее заказы, называл императрицу своей великой покровительницей. Для нее специально был изготовлен прелестный сервиз с зеленой лягушкой, который сейчас хранится в Государственном Эрмитаже. (Британская культура и образ жизни служили примером для многих российских интеллектуалов, аристократии и представителей правящей династии.) Некоторые русские частные фарфоровые предприятия, например фабрики Жадина и Широбокова, делали попытки создать изделия на «английский манер». Однако их нельзя сравнивать с подлинным Веджвудом ни по составу массы, ни по декору. Отечественный фаянс узнаваем по характерным орнаментальным элементам, чрезмерной насыщенности росписи, наивно трактованным растительным мотивам, взятым из местной флоры.

Говоря в целом о творческой и предпринимательской деятельности Джозайи Веджвуда, нельзя не упомянуть о том, что для развития своего дела он использовал разного рода усовершенствования для популяризации и продажи (сейчас бы это назвали удачными маркетинговыми ходами). Например, известно, что на предприятии применялась паровая тяга для транспортировки глины с юго-запада Англии и перемещения уже готовых изделий к местам реализации. Веджвуд разработал и внедрил способ измерения температуры в печи для обжига при помощи изобретенного им прибора – пирометра. Владелец мануфактуры был избран членом Королевского общества – организации для представителей науки, то есть был отмечен почетным профессиональным званием, самым престижным для того времени. Помимо этого он по-новому организовал продажу, рекламу и распространение своей продукции. Веджвуд издавал своего рода каталоги с образцами керамики: изделия можно было выбрать по рисунку или заказать на свой вкус, но, если клиент оставался недоволен, заказ можно было вернуть или переделать. На «Этрурии» также существовала служба доставки товара в магазины и по адресам частных заказчиков в разных концах страны.

Фаянс Веджвуда и в прежние времена, и ныне стоит на одной ступени художественного качества с Севром и Мейсеном, при этом имеет свое обаяние, ярко выраженную индивидуальность и неповторимые особенности. И неслучайно керамика Веджвуда оказала сильное влияние на последующее развитие декоративно-прикладного искусства в целом. Нельзя не сказать, что одним из тайных поклонников его искусства и способа организации производственного и рекламного процесса был весьма уважаемый Матвей Сидорович Кузнецов – один из крупнейших и прогрессивных промышленников конца XIX – начала XX веков. Его знаменитые масленки (их называли «масляницы») в виде огурца, дыни, артишока, тыквы, яблока и т.п. появились не без влияния сильного впечатления от продукции фабрики Веджвуда, который первым выполнил масленку в виде кочна капусты. Кузнецов заимствовал эту идею и развил ее на свой русский лад.