«Новая жизнь – новое искусство»
…И падали дворцы и рушилися башни,
И царские гербы валялися во рву!
Но разрушали мы не разрушенья ради.
Сказавши прошлому: «Умри и не вреди!»,
С цепями ржавыми весь гнет оставив сзади,
Мы видели простор бескрайний впереди.
Демьян Бедный. «Труд и порядок»
В постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи можно увидеть уникальные памятники, созданные в первые десятилетия Советской власти. Это прекрасные и выразительные произведения искусства, являющиеся одновременно историческими свидетельствами сложного и драматического времени. Прошло более ста лет, после того как Россия избрала новый путь, став Страной Советов. Многие направления жизни молодого государства были начаты практически с нуля. «Мы наш, мы новый мир построим…». Как бы там ни было, ценою невероятных усилий во многих сферах государственной и общественной жизни мир этот был построен по довольно жестким идеологическим законам. Внедрение нового мировоззрения, во многом отрицающего богатое историческое прошлое, привело к непростым этапам формирования молодого государства рабочих и крестьян. Особая роль уделялась воспитанию нового человека – гражданина, живущего и работающего исключительно для общего блага. Изменилась система ценностей и личных приоритетов.
Глобальные задачи по укреплению и восстановлению страны, ее промышленности и сельского хозяйства стали важнейшей жизненной программой для каждого сознательного советского человека. Новая идеология коснулась и всех сфер культуры: литературы, театра, музыки, изобразительного искусства. Это время ставило перед художниками задачи принципиально другого смыслового наполнения творчества, обновления форм и сюжетов, продиктованных социальными и политическими переменами в обществе. В процесс активно включились мастера декоративно-прикладного искусства, в творчестве которых соединились черты традиционной классики и новаторских поисков. В искусстве присутствовали простодушная романтизация повседневной жизни, ощущение гордости гражданского самосознания, повествовательное фиксирование достижений и побед нового строя, прославление и идеализация человека труда (яркий тому пример – скульптура «Рабочий и колхозница» работы Веры Игнатьевны Мухиной).
Предметы декоративного искусства выполнялись небольшими сериями и крайне малыми тиражами. Тяжелое положение Страны Советов, как последствие послереволюционной разрухи и гражданской войны, не способствовало развитию фарфорово-фаянсовой промышленности. Тем не менее именно в 1920–30-е годы были созданы поистине блистательные произведения, в том числе и знаменитый на весь мир «агитационный фарфор» – чисто национальное художественное явление.
Время требовало от всех деятелей культуры, в том числе и художников, немедленно реагировать на перемены в общественной жизни, обличать пороки общества, отражать завоевания и победы в труде, крепнущую мощь Красной армии, ее готовность к военным действиям. Страна жила в активном и непривычном ритме только что принятых законов – с лозунгами-призывами на плакатах, на растяжках и кумачовых лентах, с праздничным оформлением улиц и площадей в новой стилистике. Создавалась производственная одежда и новая военная форма, печатались другие виды денежных купюр, строились многочисленные корпуса предприятий, жилых домов и общежитий. Призыв замечательного художника Константина Юона: «Художники – в промышленность», а чуть позднее – «Искусство – в быт» воспринимался буквально: на фарфорово-фаянсовых, стекольных, текстильных производствах организовываются творческие лаборатории. В них входили прежде всего художники старой школы, разделявшие новую политику и обучавшие молодые кадры, «не используя буржуазные наработки и идеалы прошлого». Например, на Дулевский фарфоровый завод был приглашен такой титан русской живописи, как Петр Петрович Кончаловский, где им лично были разработаны более двадцати рисунков для орнамента посуды, а также вариант удобной миски для колхозов.
Новаторские поиски других форм искусства иногда вызывали к жизни создание весьма противоречивых, антифункциональных на практике предметов (чайники в виде заводских труб или паровозов, женские шляпки в виде металлических касок сталелитейщиков и т. п.). В художественных лабораториях изготавливались образцы новых изделий и повседневных предметов жизни, соответствующих социалистическим нормам жизни.
Особая роль в строительстве нового государства уделялась женщине, призванной ощутить свою значимость как полноправного члена общества. «Освобожденная от пут невежества», активно включившаяся в общественную и производственную жизнь, она часто изображается на предметах декоративно-прикладного искусства. В экспозиции можно увидеть уникальное блюдо «Работница» (1923), выполненное замечательным живописцем и графиком Александром Николаевичем Самохваловым (1894–1971), который внес значительный вклад в декоративное искусство тех лет. На зеркале изделия исполнен портрет молодой, бедно одетой женщины, очевидно, фабричной служащей. В этом произведении есть определенная доля условности, но и яркая выразительность образа. По некоторым стилистическим позициям можно определить время его создания. По борту в качестве орнамента использованы элементы деталей из заводского ассортимента – шестеренки, болты, шурупы, однако это воспринимается органично и естественно.
Тема труда была основной в творчестве многих художников тех лет. В одной из витрин экспонируется декоративная скульптура «Женщина со снопом» (1935), созданная Марией Петровной Холодной (1903–1989), долгие годы проработавшей на Конаковском фаянсовом заводе. Это одно из лучших произведений художницы тех лет, где дан обобщенный образ сельской труженицы в интересном пластическом решении. Теме нового советского крестьянства посвящена декоративная тарелка «Жница» (1932) работы замечательного мастера Михаила Михайловича Адамовича (1884–1947). Адамович пришел к работе с фарфором, откликнувшись на призыв Юона, хотя он более известен как мастер монументально-декоративных росписей (интерьеры столичной гостиницы «Москва» и книжного магазина на улице Горького). Художник работал в лучших традициях «агитационного фарфора». Тарелку украшает черная силуэтная роспись с изображением жницы, в условной трактовке и выразительности фигуры которой, безусловно, читается влияние древнерусской живописи. Гордостью собрания картинной галереи является фарфоровая скульптура «Плясунья» (1923), которая выполнена великим русским художником Борисом Михайловичем Кустодиевым (1878–1927), учеником знаменитого Репина. В 1920-е годы художник создал серию «Русские типы», героями которой стали советские крестьяне. В принарядившейся, по своим представлениям о моде, деревенской девушке, готовой пуститься в пляс, есть обаяние и небольшая доля кокетства.
Помимо героической и производственной направленности творчества для художников-прикладников 1920–30-х годов любимыми сюжетами являлись темы спорта, досуга и отдыха людей. В стране строились многочисленные парки культуры и отдыха, стадионы, спортивные площадки, бассейны. Задачей времени было воспитать физически крепких молодых граждан, готовых в случае необходимости встать на защиту революционных завоеваний. Обязательная сдача норм ГТО, прыжки с парашютом, кроссы, занятия акробатикой – составная и неотъемлемая часть жизни молодежи того времени.
Тема спорта блестяще разработана в произведениях известного скульптора Иосифа Моисеевича Чайкова (1888–1959). В конце 1920-х – начале 1930-х годов он создает декоративную тарелку «Пловчихи», которую можно назвать выдающимся произведением эпохи. По-своему совершено ее композиционное решение, уходящее от традиционного симметричного размещения фигур по кругу, которое поддержано насыщенным колоритом цветных глазурей. Женские образы во все времена вдохновляли художников. В довоенные годы женщины новой, советской эпохи становились героинями кинофильмов, литературных произведений, песенного творчества. Ярким памятником своего времени является известная скульптура «Акробатка с шаром» (1927), созданная Иваном Семеновичем Ефимовым (1878–1959), известным графиком и скульптором. Излюбленным местом отдыха для взрослых и детей оставался цирк, артисты которого демонстрировали силу, ловкость и красоту движения, что не мог не отметить Ефимов в своей «Акробатке». Пластическое и колористическое решение этой работы можно считать классикой скульптуры малых форм раннего советского искусства.
Все перечисленные произведения украшают постоянную экспозицию галереи, а некоторые из них экспонируются впервые. Они исполнены талантливыми художниками с виртуозным мастерством. Противоречивая советская эпоха, которую сейчас большей частью принято критиковать, а также революционные преобразования во всех сферах жизни подарили отечественному искусству уникальные произведения, аналогов которым мы не найдем в мировой культуре.